В документах, подготовленных к предстоящей встрече президента России Владимира Путина с лидером Палестины Махмудом Аббасом, говорится, что Газпром рассматривает вопрос об освоении средиземноморского шельфа сектора Газа и имеет планы по разработке нефтяного месторождения на Западном берегу реки Иордан в пригороде Рамаллы. Палестинский лидер Махмуд Аббас прибудет в четверг в Москву с рабочим визитом по приглашению российского лидера Владимира Путина.
Газпром заинтересован в совместном освоении газовых месторождений с Израилем, для того чтобы добываемый им израильский газ отправить в Азию вместо Европы
В документах отмечается, что ориентировочные запасы месторождений в секторе Газа составляют 30 млрд кубометров, стоимость проекта – около 1 млрд долларов, передает РИА «Новости». Речь идет о разработке газового месторождения Marine, которое было открыто еще в 1990 году у берегов сектора Газы. Этот шельф вместе с сектором Газа отошел Палестинской автономии после войны в 1967 году.
Права на разработку этого газового месторождения были переданы еще в 1999 году сроком на 25 лет консорциуму в составе British gas с долей 60%, ливанской Consolidated Contractors Company с долей 30% и Инвестиционному фонду Палестинской автономии – 10%.
В 2000 году компания British Gas провела первые пробные бурения месторождений Gaza Marine-1 и Gaza Marine-2, в результате которых и было выявлено, что их запасы составляют около 30 млрд кубометров. Стоимость введения месторождения в строй оценили в 1 млрд долларов.
Палестинские власти хотели бы добытым газом покрывать собственные потребности, а излишки продавать Израилю. Такая ситуация Израилю пришлась не по душе. Более того, израильский суд отказал палестинцам в праве распоряжаться газом с этого месторождения и сделал все, чтобы добыча газа на месторождении не началась. Кроме того, разработка была сорвана из-за начала Второй интифады (народное восстание), связанной с конфликтом арабов с Израилем и вооруженной борьбой палестинцев против Израиля. С приходом к власти в секторе Газа ХАМАСа проект газового месторождения был заблокирован.
Ранее зарубежная пресса сообщала, что реализация проекта по добыче газа около побережья сектора Газа входила в пакет предложений Госдепартамента США по возобновлению палестино-израильского мирного диалога. И многие израильские политики поддерживали этот проект.
В любом случае осенью 2013 года Израиль вернулся к проекту разработки этого месторождения. Израильское руководство дало принципиальное согласие на его разработку, сообщало FT со ссылкой на The Market. Правда, в первоисточнике неофициально заявлялось, что правительство Израиля лишь «очень благосклонно» относится к этому проекту компании British Gas, но формального решения о его поддержке пока не принимало. При этом палестинский чиновник уверял, что уже скоро будет подписано соглашение с консорциумом инвесторов по реализации этого проекта. Однако до сих о подписании каких-либо контрактов не сообщалось.
Экономический резон имеется
Для освоения новых месторождений у Газпрома есть несколько экономических причин. «Во-первых, госкомпания теряет долю на внутреннем рынке. За последние 10 лет она снизилась примерно на 10%. В течение следующих пяти лет доля рынка может снизиться до 55–60%. Основная причина – уход крупных потребителей к Роснефти и «Новатэку». Роснефть к 2020 году планирует занять около 20% рынка. Добычу наращивают также Газпромнефть и ЛУКОЙЛ», – указывает начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников.
Вторая причина – потеря Газпромом монополии на экспорт СПГ, в результате чего Роснефть и «Новатэк» уже заключили предварительные контракты на поставки газа в Азию.
«Кроме того, у Газпрома сложности с Третьим энергопакетом Евросоюза, который подразумевает запрет одновременно выступать и поставщиком европейских стран, и владельцем самостоятельно построенных газопроводов. Под угрозой оказывается «Южный поток» стоимостью в 16 млрд евро. Не исключено, что правительство РФ может найти выход из этой ситуации путем предоставления доступа к газопроводу сторонним поставщикам газа, например Роснефти», – добавляет Поддымников.
Поэтому начало добычи на средиземноморском шельфе может быть стратегией Газпрома по увеличению поставок ближневосточным потребителям, чтобы компенсировать снижение поставок в Европу и на внутреннем рынке, считает эксперт.
Так как Газпром продолжает развивать ближневосточное направление работы, то интерес к проекту в секторе Газа логичен. Тем более что отношения с Палестиной у России налажены. «Столь теплые отношения России с палестинским лидером, которые сложились в последнее время, очень просто использовать для расширения присутствия отечественных компаний в ряде проектов в Палестине», – говорит старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Газпром в целом очень активно в последнее время пытается проникнуть в израильские недра. «Газпром заинтересован в совместном освоении газовых месторождений с Израилем, для того чтобы добываемый им израильский газ отправить в Азию вместо Европы. Газпром пытается таким образом предотвратить конкуренцию с Израилем на европейском рынке», – указывает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов.
Однако все попытки Газпрома начать осваивать месторождения на средиземноморских шельфах Израиля потерпели неудачу. Сначала он пытался купить долю в разработке крупнейшего месторождения Левиафан, однако в итоге 30% отдали австралийской Woodside Petroleum.
В феврале 2013 года Газпрому вроде как улыбнулась удача. Его «дочка» Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG подписала соглашение с израильской компанией об эксклюзивном праве отбора 3 млн тонн СПГ с другого израильского месторождения Тамар ежегодно в течение 20 лет. Однако через три недели минэнерго Израиля запретило иностранным компаниям торговать газом с Тамара, так как он должен идти только на внутренний рынок.
В декабре 2013 года МИД Израиля заявил, что регион может быть отдан частной российской газовой компании «Новатэк». Речь шла об участии в прокладке по дну моря трубопровода на Кипр, по которому израильский газ будет экспортироваться в Европу, или о строительстве мощностей по сжижению газа. Отказаться от трубопровода на Кипр Газпром мог, чтобы не портить отношения с Анкарой. Но от работы на израильском шельфе, по неофициальной информации, Газпром не отказывался.
«Не исключено, что нерезультативные переговоры по шельфу Израиля действительно способствовали старту текущего обсуждения. Возможно, Газпром впоследствии будет рассматривать эти поставки газа в ряд стран Ближнего Востока или, как вариант, в Азию», – отмечает Бодрова.
Еще семь лет назад главной целью России в регионе была поставка газа в Израиль. Однако с обнаружением в Израиле месторождений Тамар и Левиафан в 2009 и 2010 годах ситуация изменилась кардинальным образом. Левиафан – это крупнейшее из обнаруженных в 2000-х годах газовое месторождение в мире. По предварительным данным, оно содержит 453 млрд кубометров газа. Запасы Тамара оцениваются в 238 млрд кубометров. Достояние этих месторождений, по словам главы Noble Energy Чарльза Дэвидсона, «позволит Израилю не только обеспечить собственные потребности на десятилетия вперед, но и начать экспорт газа в Европу».
Запасов, сосредоточенных в двух месторождениях: Тамар и Левиафан, – достаточно для удовлетворения потребностей Израиля в течение как минимум 25 лет. Израиль решил, что будет поставлять на мировой рынок 40% газа из вводимых в эксплуатацию месторождений на шельфе Средиземного моря. Добыча на Тамаре уже началась в марте 2013 года, а на Левиафане должна начаться в 2016 году. Израиль ежегодно потребляет 7 млрд кубометров газа, при этом только Тамар будет производить вдвое больше.
Открытие Тамара и Левиафана нарушило планы России протянуть газопровод «Голубой поток» до Израиля. Теперь Газпром беспокоится о том, что Израиль может стать серьезным конкурентом для него на рынках ЕС.
Впервые о возможности транспортировки израильского природного газа в Европу стало известно в феврале 2013 года, когда владельцы концессии газового месторождения Левиафан начали обсуждать возможность строительства трубопровода в Турцию. Это была альтернатива дорогостоящему строительству терминала для сжижения газа и последующего экспорта на кораблях. ЕС также заявил о готовности покупать израильский газ через ТАР – Трансадриатический газопровод, проектируемый для транспортировки природного газа из Ближневосточного и Каспийского регионов в Западную Европу.
«Помешать работать в секторе Газа может, как обычно, обострение геополитической обстановки, так как участок достаточно тревожный», – указывает Бодрова. Израиль вряд ли просто так отдаст это газовое месторождение Палестине.