«В ходе расследования уголовного дела в распоряжении следствия наряду с выявленными фактами ущерба Республике Беларусь оказались многочисленные материалы о совершении Керимовым, Баумгертнером и другими обвиняемыми действий, которые нанесли значительный ущерб РФ и содержат в себе признаки преступлений, предусмотренных уголовным законодательством России», – говорится в сообщении следственного комитета Белоруссии.
Правоохранительные органы Республики Беларусь готовы оказать всемерное содействие в проведении расследования
В следственном комитете подчеркнули, что действия Сулеймана Керимова квалифицированы следствием как организация злоупотребления властью и служебными полномочиями, максимальная санкция по данной статье предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества, передает ИТАР-ТАСС.
«Правоохранительные органы Республики Беларусь готовы оказать всемерное содействие в проведении расследования Генеральной прокуратуре России», – отмечается в сообщении. При этом в СК утверждают, что предстоит проверить и информацию о «возможных связях Сулеймана Керимова с преступными группировками на Кавказе». Это означает, что Белоруссия нисколько не готова к тому, чтобы попробовать замять скандал, возникший после ареста генерального директора Уралкалия Владислава Баумгертнера.
Керимов контролирует 17,2% Уралкалия. Однако владельцем этого пакета является не он сам, а швейцарский благотворительный фонд Suleyman Kerimov Foundation.
Интересно, что накануне гендиректор Беларуськалия Валерий Кириенко заявил, что надо забыть скандал в калийной отрасли и заняться восстановлением рынка. «Я считаю, что пора забывать скандал в калийной отрасли. Необходимо восстанавливать рынок, который был разрушен заявлением Уралкалия 30 июля», – заявил он в эфире белорусского телевидения.
Гендиректор Беларуськалия уточнил, в чем именно заинтересована белорусская сторона. Он заявил, что больше всего недоволен тем, что Уралкалий отказался от приоритета цены в своей стратегии продаж. «Меня шокировало больше всего не то, что Уралкалий перестал торговать через Белорусскую калийную компанию, а то, что они ушли от своих принципов – цена превыше всего», – цитирует Кириенко ПРАЙМ. Иными словами, объявление о том, что Уралкалий будет придерживаться новой стратегии с упором на объемы, а не на цену, возымело самые неприятные последствия для белорусской стороны.
В Уралкалии предсказали падение цен с 400 долларов за тонну до 300 долларов. Для Белоруссии снижение объемов поставок за границу, а также обрушение цен на удобрения означает огромные убытки. Это ведет к сокращению валютных поступлений в бюджет.
По сути Беларуськалий сейчас вообще не может торговать. «Многие клиенты Беларуськалия требуют снижения цен по уже подписанным контрактам, а белорусские производители к радикальному снижению цен не готовы. Россия также не заинтересована в поднятии цен на прежний уровень», – сказал газете ВЗГЛЯД управляющий партнер «2К-Аудит-Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.
На прошлой неделе заместитель генерального директора предприятия Анатолий Махлай заявил, что в связи со сложной ситуацией на калийном рынке руководство Беларуськалия решило остановить добычу калийной руды на двух из четырех рудоуправлений.
Уже сейчас Лукашенко говорит об ущербе в 100 млн долларов. Это, в свою очередь, бьет по платежному балансу страны и может привести к девальвации национальной валюты. Ведь страна ко всему прочему набрала много долгов. Только в 2013 году ей надо выплатить по внешним долгам более 3 млрд долларов. По данным министерства по налогам и сборам, Беларуськалий является вторым по значимости налогоплательщиком страны после Белтрансгаза.
Надо отметить, что объявление о том, что Керимов стал обвиняемым по делу Уралкалия, появилось после того, как в пятницу помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что Россия требует освобождения Владислава Баумгертнера и рассчитывает, что это будет сделано немедленно. Надо сказать, что Керимов мог уже находиться в тюрьме в Белоруссии, поскольку он, как и Баумгертнер, а также глава совета директоров Уралкалия Александр Волошин были приглашены на встречу с премьером Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Смог поехать только Баумгертнер, которого и арестовали.
К этому времени Россия ввела целый ряд торговых ограничительных мер для Белоруссии. Роспотребнадзор высказал замечания к качеству молочной продукции, поставляемой в Россию из Белоруссии. Транснефть, сославшись на внеплановый ремонт нефтепровода «Дружба», заявила о сокращении с сентября поставок нефти в Белоруссию на 400 тыс. тонн. Это соответствует 20% от общего месячного объема.
С пятницы, 30 августа, Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставки продукции свиноводства из Белоруссии из-за «неблагополучия Белоруссии по африканской чуме свиней». А ведь пищевая продукция и нефть являются важными экспортными товарами для экономики Белоруссии.
И можно ожидать, что на этом дело не закончится. Ограничение экспорта продукции машиностроения, отказ в выдаче стабилизационного кредита от ЕврАзЭС, прекращение строительства атомной станции в Белоруссии – все эти неприятности грозят Минску за несговорчивость.
По словам Ивана Андриевского, между конфликтующими сторонами будет вестись торг. «Примирение двух сторон может быть достигнуто в случае предоставления ряда льгот Белоруссии со стороны России. Наши партнеры по Таможенному союзу остро нуждаются в российских энергоносителях. Но платить за них в полном объеме они не способны. Россия может пойти на существенное снижение суммы контракта и введение льготного процесса оплаты энергоносителей. В свою очередь, Минск отпускает главу Уралкалия и «закрывает глаза» на демпинг мировых цен на химические удобрения со стороны российской компании», – предположил эксперт.