Суданское правительство предложило России участвовать в строительстве трансафриканской железной дороги из Дакара (столица Сенегала) в Порт-Судан в Красном море. Как рассказал в среду посол Республики Судан в РФ Омар Дахаб, директор Суданских железных дорог сделал такое предложение РЖД на прошлой неделе во время переговоров двух сторон в России.
Эта железная дорога должна пройти через многие африканские страны и соединить Атлантический и Индийский океаны
Эта железная дорога должна пройти через многие африканские страны и соединить Атлантический и Индийский океаны. Порт-Судан – единственный порт Судана, через который проходит большая часть экспорта. В перспективе эта железная дорога должна будет связать столицу Сенегала также с портом Джибути, который расположен южнее Порт-Судана – в Аденском заливе. Этот порт является одним из важнейших в западной части Индийского океана.
По словам суданского посла, «проект будет осуществляться совместно с Организацией исламского сотрудничества (ОИС)». «У России есть прекрасная возможность участвовать в осуществлении этого проекта. Мы, во всяком случае, такое предложение сделали», – отметил Дахаб.
Кроме того, РЖД могли бы помочь в развитии железнодорожного сообщения между самим Суданом и соседними государствами, а также «инвестировать в строительство и модернизацию внутренних железных дорог» африканского государства.
Судан предлагал РЖД заняться этими проектами еще в прошлом году. Тогда указывалось, что деньги на них могут быть выделены третьей стороной. В частности, речь шла об Исламском банке развития и средствах государств Персидского залива.
Однако суданцы хотели бы также видеть и российские инвестиции – как минимум на создание железнодорожных веток внутри самого Судана. Ранее стоимость одной такой ветки оценивалась в 700–800 млн долларов. Действующий в Судане закон об инвестициях эксперты Всемирного банка признавали одним из самых эффективных в Африке. Инвестиции надолго освобождаются от налогов, земля предоставляется бесплатно или по символической цене, нет угрозы национализации.
Не в ущерб Транссибу
«Это глобальный проект на континенте, который проходит по территории многих африканских стран и потребует больших инвестиций. Скорее всего, только РЖД обладают необходимыми компетенциями и могут решить такие масштабные задачи. США и Европа строят и эксплуатируют менее длинные железнодорожные маршруты. Правда, нельзя исключать, что Китай тоже может поучаствовать в этом проекте, так как КНР активно инвестирует в Африку, в частности в различные добывающие проекты. И в плане строительства железных дорог китайские компании серьезно подтянулись», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт БКС Игорь Краевский.
При этом участие в этом проекте российской железнодорожной монополии никак не должно отразиться на ее планах строительства БАМ и Транссиба в России, считают эксперты.
«РЖД, по сути, будут консультантом или генподрядчиком проекта в Африке, они продают свой опыт и знания. Учитывая, что страны, через которые будет проходить маршрут, сами будут искать финансирование, то этот проект не должен потребовать издержек от РЖД. Хотя к России африканские страны могут обратиться за предоставлением инфраструктурных кредитов, но к самим РЖД и их инвестпрограмме это не будет иметь никакого отношения», – поясняет Краевский.
В обмен на золото и нефть
«Обычно такие зарубежные проекты реализуются по геополитическим мотивам, как в Венесуэле, например. Россия пытается увеличить свое геополитическое влияние и в Африке, в том числе за счет участия в инфраструктурных проектах. Думаю, что экономики здесь существенно меньше, чем геополитики», – отмечает эксперт БКС.
Экономический интерес может заключаться в другом. Не исключено, что РЖД примут предложение Судана лишь в обмен на возможность участия российских компаний в добыче полезных ископаемых. По крайней мере именно так ведет свой бизнес в Африке КНР. Китай создает инфраструктуру в обмен на сырье и участие в энергетических проектах.
В советский период наша страна тоже много вкладывала в Африку, однако в 90-х годах фактически ушла с континента, ее место прочно занял Китай, который теснит там даже США. Показательно, что первый визит президента России в Африку со времен СССР состоялся только в 2006 году. Это были поездки Владимира Путина в Алжир и в Марокко.
Россия пытается наверстать упущенные возможности в Африке, старается лоббировать интересы крупнейших российских металлургических и энергетических компаний. В Африке пытаются закрепиться Газпром, ЛУКОЙЛ, «Силовые машины» и другие российские компании.
Судан интересен месторождениями благородных и неблагородных металлов и своими запасами нефти. «Хотя большая часть разведанных месторождений нефти находится на территории Южного Судана (отделилась в 2011 году). Но в Северном Судане продолжается разведка новых месторождений, и, скорее всего, его нефтяной потенциал в будущем возрастет», – говорит газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Института Африки РАН Александр Жуков.
Судан – это также быстрорастущий рынок в плане добычи золота. «За последние годы Судан резко увеличил экспорт золота, идет освоение и других цветных металлов. Иностранные инвесторы очень активны на этом рынке. Чтобы это сырье экспортировать, как раз нужны железные дороги», – добавляет Жуков.
В свою очередь Судан уверяет, что готов идти на сотрудничество с российскими компаниями в сфере добычи. «В Судане есть нефть, есть золото, и российские компании могут активно участвовать в разработке месторождений этих полезных ископаемых. Мы приглашаем их к сотрудничеству и с оптимизмом смотрим в будущее наших отношений в этой области», – отметил в среду суданский посол Дахаб.
Он добавил, что в ближайшее время состоится визит в Россию главы суданского министерства нефти, в ходе которого можно прийти к договоренностям о разработке африканских месторождений с привлечением российских компаний. К слову, с 30 июня впервые с 2011 года были возобновлены поставки нефти из Южного Судана транзитом через Республику Судан.
Рискованная экспансия
РЖД тоже уже несколько лет ведут активную зарубежную экспансию, в том числе на африканском континенте. В частности, РЖД планируют модернизировать 2 тыс. километров железных дорог в Кении, а также заняться развитием пригородного пассажирского сообщения в Найроби и железной дороги к порту Момбаса.
Однако имеются сложности в деловом сотрудничестве с африканскими странами. «Это специфические рынки, поэтому здесь не нужна спешка. В Африку надо идти всерьез и надолго, а не для сиюминутной выгоды. Нужна долгосрочная стратегия, необходимо быть готовым вкладываться в социальную сферу», – говорит Александр Жуков из Института Африки РАН.
«Сложность также в том, что африканской континент находится в сфере интересов многих зарубежных игроков – как западных стран, так и партнеров России по БРИК», – добавляет эксперт.
«Риски ведения бизнеса в Африке также в политической нестабильности региона. Довольно сложно реализовать масштабные проекты в странах, где происходят постоянные конфликты», – добавляет Игорь Краевский.
У РЖД уже есть неудачный опыт работы в Африке. Из-за гражданской войны в Ливии в 2011 году РЖД пришлось заморозить проект строительства железной дороги Бенгази – Сирт стоимостью 2,2 млрд евро. Под вопросом железнодорожный проект в Алжире стоимостью 800 млн евро, где РЖД выиграли тендер еще в 2008 году, однако в 2010 году, как писали алжирские СМИ, этот договор был аннулирован. В РЖД в прошлом году говорили, что формально все еще являются победителями тендера, но остаются политические риски, которые могут повлиять на реализацию этого контракта.