Россия надеется, что к чемпионату мира по футболу в 2018 году Калининград с Москвой соединит скоростная железная дорога, которая будет пересекать Белоруссию и Литву, передает литовская пресса. Ведь часть соревнований чемпионата пройдет в Калининградской области.
Если будет проведен весь комплекс предложенных мер, то время в пути поезда из Москвы в Калининград сократится с 22 до 12 часов
Как уточнили газете ВЗГЛЯД в РЖД, речь не идет о создании высокоскоростной железной дороги, подобной той, что планируется возвести по направлению Москва – Санкт-Петербург или между Москвой и Казанью в рамках подготовки к чемпионату по футболу 2018 года.
Россия предлагает Белоруссии и Литве, через территории которых идут поезда из Москвы в Калининград, провести ряд мероприятий, который сократят время в пути на целых 10 часов.
Протяженность маршрута Москва – Калининград составляет 1285 км, 219 км проходит по территории Литвы. Поезд едет по этому маршруту сейчас более 22 часов. Для сравнения: между Москвой и Санкт-Петербургом расстояние около 700 км, которое обычные скорые поезда преодолевают за восемь–девять часов, а «Сапсан» за четыре часа.
Для сокращения времени в пути предлагается модернизировать некоторые железнодорожные участки на Московской и Калининградской железных дорогах. А именно: участки Москва – Красное, Калининград – Нестеров и Черняховск – Нестеров. В итоге время хода поезда № 29/30 сообщением Москва – Калининград по российской территории должно сократиться на 3 часа 20 минут уже в 2014–2015 годах.
При выполнении белорусской стороной мероприятий по электрификации участка Молодечно – Гудогай, повышении допускаемых скоростей движения на участках Красное – Минск – Молодечно – Гудогай до 140–160 км/ч, проведении контрольных операций в пути следования сокращение времени хода поезда по территории Белоруссии составит до двух часов.
Время в пути между Москвой и Калининградом может быть сокращено ориентировочно на пять с половиной – шесть часов и составить 16–16,5 часов, отмечает пресс-служба РЖД.
Кроме того, Россия предлагает также оптимизировать проведение пограничного и таможенного контроля прямого поезда из Москвы в Калининград. Сейчас пассажиры вынуждены проходить погранично-таможенный контроль целых четыре раза: один раз на российской пограничной станции Нестеров, два раза на литовских пограничных станциях Кибартай и Кяна и один раз на белорусской станции Гудогай. Поезд стоит на каждой из этих станций от 35 до 50 минут.
«Время нахождения во всех пунктах пропуска за один рейс поезда составляет более 13% от общего времени в пути следования», – отмечает пресс-служба РЖД.
Россия предложила Белоруссии и Литве два возможных варианта ускорения прохождения погранично-таможенного контроля. Вместо четырех остановок не делать ни одной, а проводить контроль во время движения поезда по территории Калининграда и по территории Литвы. Второй вариант – вместе проводить проверки на белорусско-литовской и российско-литовской границах либо в движущемся поезде, либо на одной из пограничных станций.
Причем в РЖД отмечают, что погранслужба Литвы применяет практику пограничного контроля в движущемся поезде во время массовых летних перевозок, осталось только внедрить ее на круглогодичной основе. Это позволит сократить время поезда в пути на три часа в каждую сторону при существующих скоростях движения (до 120 км в час), посчитали РЖД.
Если будут проведен весь комплекс предложенных мер, в том числе увеличена скорость на отдельных участках, то время в пути поезда из Москвы в Калининград сократится с 22 до 12 часов. Однако все это возможно сделать только после подписания двусторонних межправительственных соглашений, отмечают РЖД.
Вопрос доступности и качества транспортного сообщения самого западного региона России – Калининградской области – с «большой» Россией является крайне важным.
Географическая специфика такова, что единственно доступным для большинства россиян в Калининградской области транспортным сообщением являются авиаперелеты, поскольку регион окружен странами ЕС, для транзита через территорию которых необходимо получение визы. Кроме того, авиаперевозки на этом направлении загружены, особенно в летний период. А цены билетов в одно время достигали 30 тыс. рублей.
В итоге государство решило субсидировать тарифы по перелету из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург – для пассажиров моложе 25 лет и старше 60 лет. Так, в 2013 году стоимость льготного билета в один конец по маршруту Калининград – Москва должна составлять не более 3,8 тыс. рублей, из которых государством субсидируется 2,3 тыс. рублей, по маршруту Калининград – Санкт-Петербург – 3,5 тыс. рублей, из которых государство субсидирует 1,8 тыс. рублей.
Модернизация железнодорожной инфраструктуры является назревшим решением. Пассажиропоток между Москвой и Калининградом постепенно сокращается, отмечает эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева. В РЖД предоставить данные по пассажиропотоку оперативно не смогли.
«Сейчас население России испытывает трудности с правилами преодоления литовской границы. Для ее преодоления необходим заграничный паспорт и страховка. Устранение подобных сложностей находится в юрисдикции руководства Литвы и России. Необходимо максимально упростить прохождение таможни. Это создаст импульс для увеличения пассажиропотока», – отмечает эксперт.
«Строительство подобной ветки от Москвы до Калининграда также поспособствует налаживанию бизнеса между двумя городами. Соответственно, может возрасти товарооборот между столицей и автономной областью», – добавляет Мальцева.
Стоимость модернизации железнодорожных участков зависит от многих факторов. По экспертным оценкам, укладка одного километра железнодорожных путей составляет в среднем 20–30 млн рублей. Однако реконструировать планируется не все 1285 км пути от Москвы до Калининграда, а лишь некоторые участки.