Российские чиновники внезапно обнаружили антисанитарное состояние поезда Душанбе – Москва. Сделал это не только прямо ответственный за данную сферу главный санитарный врач и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, но и почему-то вице-премьер правительства, ответственный за военно-промышленный комплекс Дмитрий Рогозин.
В России демографическая ситуация такова, что мы не может отказываться от трудовых мигрантов
Вопреки первоначальным заявлениям, совсем закрывать данный поезд пока не планируется. Однако симптоматична сама по себе постановка вопроса о транспортном сообщении России с южными странами СНГ. Насколько Таджикистан зависит от существования этого поезда – и нужен ли он, в свою очередь, России?
Дотации
Россия для Таджикистана очень важна. По последним данным, только в 2011 году трудовые мигранты из Таджикистана отправили из России переводы на 2,7 млрд долларов. По сути, давая возможность заработать гастарбайтерам, Россия таким образом дотирует государство.
Впрочем, узбеки и украинцы, работающие в России, отправляют домой больше денег, чем таджики: 4,9 млрд долларов и 3,1 млрд долларов соответственно.
Первенство по поставкам рабочей силы держит Узбекистан, откуда в Россию приезжает около 800 тыс. человек. Таджикистан на втором месте: к нам приезжает порядка 300 тыс. трудовых мигрантов из этой страны. На третьем месте – Украина: порядка 200 тыс. человек. Таковы данные Росстата.
Впрочем, в реальности трудовых мигрантов из стран СНГ может быть больше. «Таджикистан традиционно на втором месте после Узбекистана по количеству трудовых мигрантов. По подсчетам самого Таджикистана, порядка 600 тыс. граждан выезжают на заработки в Россию. Эти данные, скорее всего, более точные», – говорит газете ВЗГЛЯД директор программ НП «Международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев.
Нужны друг другу
Руководитель московского информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавар Джураева признает, что поезд Душанбе – Москва забит до отказа, и условия проезда далеки от совершенства. Этот поезд «называют адским, особенно когда стоит жара или холода», добавляет она.
«Но это более или менее щадящие цены для приезда в Россию. Лететь самолетом очень дорого. Люди влезают в долги, чтобы попытаться приехать и легализоваться. Цена на легализацию такая высокая, что она зашкаливает, и ничье внимание не привлекает, хотя эта цена – коррупционная», – отмечает эксперт.
«В целом это непонятная акция, потому что поезд из Таджикистана в Россию скорее «виртуальный», ведь Россия с Таджикистаном не граничат друг с другом. Чтобы поезд из Душанбе попал на границу с Россией, ему надо проехать через Узбекистан и через Казахстан», – говорит Сергей Болдырев. Время в пути поезда Душанбе – Москва составляет трое суток, почти двое из которых требуется для того, чтобы добраться до границы Казахстана с Россией. «В итоге таджики не будут садиться на поезд в Душанбе, а сядут на другой в соседней стране или в Казахстане. Мы и оттуда тоже поезда отменим? Есть и другие варианты, как им добраться до России, в том числе на автобусах и самолетах», – считает Болдырев.#{smallinfographicleft=399381}
«Обычные люди вынуждены приезжать в Россию для заработка. У них нет выхода – работы нет, жизнь плохая, а семью надо кормить. Пока у нас граница не закрыта, те, кто хочет приехать в Россию на заработки, все равно приедут. Те, кто хочет провезти наркотики, думаю, тоже другие ходы найдут», – говорит Сергей Болдырев.
«Россия, со своей стороны, тоже не ощутит нехватку рабочей силы. Все останутся при своих. Это лишь даст повод некоторым людям в Таджикистане провести новые антироссийские акции», – считает он.
Российская экономика точно не пострадает, потому что в России уже много жителей Таджикистана, которые продолжают работать, соглашается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Кроме того, конкуренция в этом сегменте рынка труда столь высока, что рабочие места, если их освободят граждане Таджикистана, будут практически сразу заняты жителями других стран Средней Азии», – добавляет Баранов.
Большинство мигрантов приезжают в Россию без профессионального образования, работают в строительной сфере, торговле, секторе разгрузки и погрузки, в ЖКХ – на уборке улиц, рассказывает Болдырев.
«Но в России демографическая ситуация такова, что мы не может отказываться от трудовых мигрантов. Российские граждане за такие низкие зарплаты и в таких плохих условиях не готовы работать, поэтому эту нишу заполняют мигранты. Из США или Европы работать дворниками к нам не едут. Остается одна надежда на мигрантов из стран СНГ, где уровень жизни ниже», – поясняет эксперт.
«В прошлом году мы сделали некие послабления в отношении таджикских мигрантов, в частности, продлили срок регистрации до месяца. Это был торг в связи с нашей военной базой. Теперь опять закручиваем гайки», – отмечает Болдырев. «Но если уж мы хотим упорядочить миграцию из Таджикистана, тогда надо вводить визу, как в свое время сделали для Грузии. Это будет более эффективно, если мы хотим поставить под контроль поток людей. Отмена поезда в отсутствие границы – это странно и несерьезно», – резюмирует эксперт.
Вопросы миграционной политики тесно связаны с политикой, но от этого зачастую страдают простые люди, которые приезжают работать в Россию.
Ужесточение миграционной политики «иногда бьет по тем, кто полезен России и не создает для нее проблем», говорит Гавар Джураева. «Проблемы создает нерегулируемость, те, кто привозит наркотики, занимается воровством. Но мы не отделяем четко тех, кто работает от тех, кто занимается непотребным делом. Дифференцированного подхода к миграционным потокам пока нет», – резюмирует собеседница газеты ВЗГЛЯД.