Дело о даче взятки при заключении контрактов с Индией на поставку вертолетов, произведенных предприятием AgustaWestland, которое входит в Finmeccanica, возникло уже давно.
Мы имеем проблему с руководством Finmeccanica в данный момент, и мы собираемся с ней разобраться
В апреле 2012 года прокуратура Неаполя обвинила Джузеппе Орси в коррупции и многомиллионных финансовых махинациях как раз в связи с поставкой Индии 12 итальянских вертолетов. Сумма сделки составляет 560 млн евро, сообщает The Wall Street Journal. Тендер был выигран в 2010 году. На протяжении последних месяцев Орси отвергал все обвинения в свой адрес.
Занимающийся расследованием судья также выдал ордер на арест главы AgustaWestland Бруно Спаньолини (Bruno Spagnolini), который ранее был помещен под домашний арест за международную коррупцию и вымогательство. Кроме того, прокурор направил запрос об экстрадиции в Италию двух проходящих по делу подозреваемых в даче взятки, проживающих в Швейцарии, передает РИА «Новости» со ссылкой на France Press.
Finmeccanica не в первый раз сотрясают коррупционные скандалы. Осенью прошлого года полиция арестовала старшего советника по связям с Россией Паоло Поццессере по обвинению в международной коррупции. Ранее он занимал должность коммерческого директора концерна. Тот арест был связан с другим контрактом – на поставку вертолетов в Панаму.
У концерна Finmeccanica традиционно сложились тесные контакты с Россией. Подразделение компании Alenia владеет с «Гражданскими самолетами Сухого» совместным предприятием, которое продвигает Sukhoi Superjet на зарубежных рынках. Также РЖД имеют с Finmeccanica СП, которое занимается проектами «в области модернизации систем управления поездами, сигнализации, автоматизации и обеспечения транспортной безопасности».
Еще более тесные контакты с российскими предприятиями у вертолетного подразделения AgustaWestland. Оно вместе с «Вертолетами России» владеет совместным предприятием «ХелиВерт». В январе «Вертолеты России» сообщили, что совершил первый полет вертолет AW139, собранный в России в рамках работы этого СП.
Второй вертолет AW139, собранный в «ХелиВерт», будет готов к испытаниям в феврале 2013 года. Планируется, что предприятие сможет выпускать до 15–20 вертолетов в год. В январе стало известно, что Минобороны России в 2013 году купит семь вертолетов AW139. Сумма контракта, как ожидается, составит 630 млн рублей.
Индийский рынок вертолетов – один из самых лакомых кусков на данный момент. Власти страны постоянно объявляют конкурсы на покупку техники, и поставщики выстраиваются в очередь, чтобы получить хорошие контракты. Россия также является традиционным участником тендеров на поставку вертолетной техники в Индию.
В частности, как стало известно в феврале, Рособоронэкспорт собирается принять участие в тендере на поставку ВМС Индии 120 многоцелевых палубных вертолетов. Это самый крупный вертолетный контракт в истории. Стоимость заказа на их поставку составит 350 млрд рупий (6,5 млрд долларов).
Ожидается, что участие в нем примут компании Eurocopter, AgustaWestland, Sikorsky и Lockheed Martin, передает ИТАР-ТАСС. Россия попытается выиграть тендер за счет вертолета Ка-226Т. Также есть возможность побороться с конкурентами, предложив вертолет Ка-52 «Аллигатор», который проходит процесс адаптации к морским условиям в рамках планируемого базирования этой машины на палубе будущих российских вертолетоносцев типа «Мистраль».
Между тем российская продукция недавно проиграла в нескольких тендерах, проводимых минобороны Индии. По словам главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александра Фомина, это связано вовсе не с качеством продукции российского ВПК, а с ужесточением конкуренции на мировом рынке.
Индийская сторона пока не дает каких-либо объяснений происходящему с верхушкой Finmeccanica. Министерство иностранных дел страны заявило, что Италия не поделилась с ним никакой информацией о расследовании в отношении вертолетных контрактов. Минобороны Индии не сделало никаких заявлений. Только анонимный источник сообщил, что если факты подкупа будут подтверждены, власти страны примут меры. Вертолеты AgustaWestland будут использованы индийскими политическими лидерами, передает Reuters.
По законам Индии компании, уличенные в коррупции, могут быть наказаны занесением в черный список и штрафами. Это может стать тяжелым ударом для Finmeccanica, которая и так не вылезает из долгов. «Мы имеем проблему с руководством Finmeccanica в данный момент, и мы собираемся с ней разобраться», – сказал премьер-министр Италии Марио Монти.
Комизм ситуации заключается в том, что Джузеппе Орси был назначен главой Finmeccanica в декабре 2011 года, и это был один из первых шагов нового правительства Марио Монти в качестве ответа на коррупционное расследование, в которое был вовлечен предыдущий глава компании Пьер Франческо Гуаргуальини.