Экономика

4 декабря 2013, 20:21

Дефицита пилотов, как выяснилось, нет

Фото: ИТАР-ТАСС

В России не хватает квалифицированных пилотов, а в Европе их переизбыток, согласилась с доводами Минтранса правительственная комиссия. Она одобрила законопроект, разрешающий российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов. Однако эксперты указывают, что на рынке труда сотни российских летных кадров не могут найти работу.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Минтрансом законопроект о снятии ограничений на допуск иностранцев в качестве членов экипажей самолетов российских авиакомпаний, говорится в сообщении на сайте Открытого правительства.

Есть ли в стране дефицит пилотов – это еще вопрос. По информации из российского профсоюза летного состава, сейчас работу ищут примерно 400 человек

Необходимость привлечения иностранных пилотов объясняется нехваткой в последние годы квалифицированных летных кадров, в первую очередь командиров воздушных судов (КВС). Так, в период 1995–2009 годов выпуск пилотов из летных училищ не превышал 160 человек в год, при этом ежегодно с летной работы по различным причинам уходят около 700 человек.

На подготовку летного состава для нового типа воздушного судна уходит не менее 3–4 лет, а чтобы подготовить второго пилота в качестве КВС требуется 6–8 лет после окончания училища, объясняется в документе. Отрасли требуется ежегодное пополнение летного состава на 1,1–1,5 тыс. человек.

«Анализ результатов расследования причин авиационных инцидентов и происшествий показывает, что в ряде авиакомпаний практикуются сокращенные курсы переучивания пилотов по освоению новой техники и перевод из вторых пилотов в КВС. Нередки случаи приема на работу в авиакомпанию пилотов, имевших серьезные нарушения и замечания по работе в другой авиакомпании», – говорится в документе.

При этом в Европе сейчас имеется переизбыток пилотов, в одной только Германии он составляет около 600 человек. Привлечение иностранных пилотов поможет российским авиакомпаниям ликвидировать дефицит летных экипажей и повысить уровень безопасности полетов, считают авторы законопроекта.

При принятии законопроекта перевозчики получат возможность нанимать на работу по 200 иностранных пилотов в год вплоть до 1 января 2019 года. Если закон вступит в силу с 2014 года, то за пять лет можно будет привлечь 1000 иностранных пилотов.

Этот законопроект, подготовленный Минтрансом, лоббировали российские авиакомпании. В частности, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев призывал отменить «анахронизм», запрещающий брать на работу нерезидентов. Он оценивал ранее дефицит пилотов гражданской авиации в тысячу человек в год. «Аэрофлоту», по его словам, нужно только командиров воздушных судов 140 человек.

В Трансаэро и «Ютейре» также положительно рассматривают допуск иностранных пилотов в российские авиакомпании.

Дефицит или избыток пилотов

Однако есть противоположное мнение, что в России имеется большое количество безработных пилотов, которые неинтересны авиакомпаниям. Так, директор программ бизнес-образования экономического факультета Уральского государственного университета и эксперт по авиации Сергей Лукьянов говорил этим летом, что на рынке труда сейчас наблюдается избыток пилотов.

Это, по его словам, связано с тем, что ряд перевозчиков, заменив в своем парке советские «Ту» на «Боинги» и «Аэрбасы», избавились от большого числа сотрудников, которые работали на устаревшей советской технике. В частности, так сделали S7 и «Россия». Кроме того, много пилотов осталось без работы в связи с банкротством ряда авиакомпаний, в частности Дальавиа, «Домодедовских авиалиний» и «Красэйра».

Кроме того, есть проблема с трудоустройством пилотов, закончивших летные училища. Так, жена одного из выпускников Сасовского летного училища даже обратилась с письмом к президенту, в котором жалуется, что ее муж не может устроиться на работу, таких ненужных выпускников-пилотов много, писала газета «Труд» в начале года.

Женщина объясняла, что выпускник летного училища должен пройти дополнительную подготовку и получить сертификат, чтобы его допустили в кабину вторым пилотом. Однако ни Минтранс, ни авиакомпании не хотят тратить средства на это. В частности, в «Аэрофлоте» на работу ее мужа не взяли. Впрочем, даже прохождение им платных курсов и получение за свой счет сертификата ситуацию не исправили.

«Я лично знаю человек 20, которые хотят работать пилотами, у них есть четвертый уровень подготовки, но они никуда не могут устроиться на работу. Они ходят на собеседования, но их волынят. И это длится годами. Я лично принимал участие в устройстве близких мне людей, и это не было легко. Я знаю, много людей и после летных училищ никуда не могут устроиться. Поэтому для меня это очень странный вопрос с дефицитом пилотов», – говорит газете ВЗГЛЯД летчик-испытатель Михаил Марков.

«По информации из российского профсоюза летного состава, сейчас работу ищут примерно 400 человек. О нехватке летного состава в основном говорит только один человек – глава «Аэрофлота» Савельев. Да и то речь идет не о нехватке пилотов «вообще», а о нехватке командиров воздушных судов (КВС)», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров.

По некоторым данным, в «Аэрофлоте» имеется избыток вторых пилотов, указывает эксперт. «Неофициально говорят, что руководство компании просто не желает отвлекать инструкторов на переподготовку вторых пилотов на командира воздушного судна. Дескать, опытный летчик должен возить пассажиров и приносить компании деньги, а не заниматься «педагогикой», – рассказывает Захаров.

«Я так понимаю, что авиакомпаниям хотелось бы, чтобы пришел пилот в возрасте 43 лет с налетом 10 тыс. часов, чтобы он свободно говорил и писал на английском и уже был переучен на «Боинг» или те самолеты, которые есть в эксплуатации. Вот они и капризничают. Своими заниматься они, видимо, не хотят, так как их готовить надо», – полагает Михаил Марков.

Тот же «Аэрофлот», как говорит Алексей Захаров, и сейчас приглашает на работу пилотов, даже готов предоставить кредит на их обучение или переподготовку. Проблема в стоимости обучения, которая составляет 59 тыс. долларов, хотя еще три года назад, при открытии летной школы, «Аэрофлот» называл цифру в 27 тыс. долларов, отмечает эксперт.

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать

«И пилот не может покинуть «Аэрофлот», пока не расплатится с кредитом. А как он расплатится, если сидит в резерве, летает редко и получает мало?» – удивляется Захаров.

Иностранцы не хлынут

Таким образом, получается, что авиакомпании просто не хотят брать выпускников летных училищ, так как их надо еще доучить, вложить в их образование средства. Они хотят решить проблему более простым и менее затратным способом – нанять иностранных уже готовых пилотов для «Боингов» и «Аэрбасов» в надежде, что на их переобучение не придется тратиться.

Однако у экспертов возникает вполне резонный вопрос, захотят ли квалифицированные пилоты из крупных европейских авиакомпаний уходить в «Аэрофлот», Трансаэро или другие российские авиакомпании.

«Если они (российские авиакомпании – прим. ВЗГЛЯД) рассчитывают, что сейчас англичанин из British Airways или пилот из уважаемой крупной компании будет летать у нас, то этого не произойдет. Приедут наши же люди из бывшего СССР, где сейчас хуже с работой. Например, из Днепропетровска, Астаны или Прибалтики. Те ли это люди придут? Там тоже говорят, что надавали в свое время свидетельств, поэтому вопрос – надо ли их еще дополнительно готовить или нет. Вообще, любого специалиста надо поддерживать в форме. Я думаю, что если человек не летал пять лет, то каким бы замечательным он ни был пилотом, лучше ему обратно в кабину уже не возвращаться», – считает летчик-испытатель Михаил Марков.

Кроме того, он отмечает сложные бытовые условия работы в Москве, которые выдержит не каждый иностранец. Пилотам приходится далеко ездить, стоять в пробках и жить в дорогой столице. «Сколько бы он (иностранный пилот – прим. ВЗГЛЯД) ни зарабатывал, 300 тыс. рублей, например, все равно этого будет не хватать для жизни в Москве. Но кто-то, может, и приедет (работать в Москву) от безысходности», – отмечает Марков.

Алексей Захаров также сомневается, что за границей найдутся «пилоты с высокой квалификацией», готовые работать в России.

«В авиации высокая квалификация и опыт неразделимы. А в хороших компаниях существует «система выслуги лет». Например, при приеме на работу КВС получает 100 долларов за летный час. Через 10 лет ставка вырастает до 120 долларов. Отлетал в компании 12 лет – получаешь в час 140 долларов. Это примерные цифры, но порядок их таков. В разных компаниях существуют также дополнительные льготы, например, КВС получает служебный автомобиль. Так что опытные пилоты держатся за свое место и абы куда работать не пойдут», – полагает Алексей Захаров.

В итоге, чтобы переманить иностранных пилотов, российским авиакомпаниям придется предложить им высокие зарплаты, которые переложат на плечи потребителей.

«Что получается при приеме на работу пилотов-иностранцев, можно посмотреть на примере наших соседей по Таможенному союзу – Казахстана. В компании AirAstana работают иностранцы, в основном турки. По слухам, они получают в месяц примерно 10 тыс. долларов, а местные пилоты – только 3 тыс. долларов. Такая вот дешевизна. Не думаю, что при наборе в «Аэрофлот» ситуация будет другой. А Савельев жалуется, что его пилоты получают слишком много», – рассказывает Алексей Захаров.

С летной точки зрения, говорит Смирнов, иностранные пилоты не лучше наших. «Если взять пилота «Аэрофлота» или Трансаэро и пилота Lufthansa, то они абсолютно одинаковые. Другое дело, что пилот из Lufthansa приходит уже готовый, его сразу можно сажать в кабину, на него не надо тратиться», – резюмирует летчик-испытатель.

«Государству следует начать с создания централизованной базы данных по пилотам, потому что пока даже неясно, есть дефицит, о нем только говорят или же его создают. И только после того, как станет ясна реальная картина с летным составом, следует принимать какие-либо меры. Вполне возможно, что хватит переподготовки уже имеющихся в авиакомпаниях пилотов, а также их «перераспределения». Перевозчику должно быть невыгодно держать пилота в резерве, в то время как в другой компании он действительно нужен», – считает Алексей Захаров.

При этом разрешать перевозчикам нанимать пилотов-нерезидентов без ограничений он считает неверным решением. «Это просто продлит развал системы подготовки летного состава. Зачем вкладываться в подготовку пилота, если можно нанять уже готового?» – говорит эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВС России освободили Очеретино в ДНР
Темы дня

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Шведские банды расцвели из-за особой работы с полицией

О жестокости и влиятельности преступных группировок в Швеции давно слагают легенды, которые плохо вписываются в представление об этой стране как о благополучном государстве. Но лишь недавно был раскрыт один из «секретов успеха» ОПГ: они нашли особый подход к полиции. Это не деньги, это любовь.

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Зеленский рассказал о Боге «с украинским шевроном»

Новости

СМИ: Рост авиаперевозок в России показывает провал западных санкций

Запрет на продажу, ремонт и обслуживание самолетов стал одной из первых санкционных мер Запада против России, но это не имеет никакого эффекта, техника продолжает обслуживаться и эксплуатироваться, хотя Европа и США запретили поставку запасных частей, констатирует немецкая газета Die Welt.

Россия пригрозила асимметрично ответить на враждебные действия Прибалтики

На «враждебные действия прибалтов» Россия отреагирует асимметричными мерами, прежде всего – в экономической и транзитной сферах, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Макрон опасается размещения российских ракет на Украине

Мощность и дальность российских баллистических ракет подвергает опасности всю Европу, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Частные кредиторы Украины впервые с 2022 года потребовали выплаты по госдолгу

Частные кредиторы Украины, позволившие стране приостановить выплаты по госдолгу после начала боевых действий в 2022 году, решили возобновить их в 2025 году, сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ).

Убитого диверсанта ГУР подозревают в причастности к теракту в «Крокусе»

Ликвидированный ФСБ Николай Сурнов, предполагаемый фигурант дела о теракте в «Крокус Сити Холле», покинул Россию после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года и скрывался в Литве, сообщает СМИ со ссылкой на его знакомых.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Украинцы бегут в Молдавию, бросая транспорт на трассе

Представитель Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко заявил, что в стране участились случаи нелегального пересечения границы с Молдавией по трассе Маяки – Удобное в Одесской области.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?