«Я не призываю к панике. Но во многих странах цены на фондовом рынке держатся на высоком уровне, кроме того, резко возросли цены на рынке недвижимости. Это может плохо кончиться», – цитирует экономиста немецкая газета Der Spiegel.
Больше всего меня беспокоит бум на фондовом рынке США. В том числе потому, что наша экономика еще слаба и уязвима
67-летний профессор Йельского университета Шиллер – наиболее известный из трех экономистов, которые совместно получили в этом году премию по экономике, учрежденную в память об Альфреде Нобеле. В 2012 году Шиллер вошел в список 50 самых влиятельных людей финансового мира по версии Bloomberg. Он считается одним из главных специалистов по «пузырям» в экономике, особенно на рынке недвижимости.
Именно Шиллер является предсказателем кризиса 2008 года. Почти за год до краха Lehman Brothers, в сентябре 2007 года, Шиллер опубликовал статью, в которой предсказал скорые потрясения на рынке недвижимости США и последующую панику на финансовых рынках.
Шиллер широко известен своими работами по изучению цен на жилье. Вместе с профессором Карлом Кейсом он разработал индексы стоимости жилья S&P/Case-Shiller, которые отслеживают динамику цен на жилую недвижимость в США. Они предугадали резкое падение цен на жилье в США на 35% в условиях самого тяжелого финансового кризиса со времен Великой депрессии.
«Больше всего меня беспокоит бум на фондовом рынке США. В том числе потому, что наша экономика еще слаба и уязвима», – сказал Шиллер, утверждая, что финансовый и технологический сектора переоценены.
Он также исследует рост на рынке недвижимости в Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло в течение последних пяти лет. «Там я чувствовал себя, как в США в 2004-м», – сказал он, добавив, что слышал те же рассуждения об инвестиционных возможностях и растущем среднем классе, что и в США в начале нулевых, после чего крах рынка недвижимости в США вызвал глобальный финансовый кризис (в 2008–2009 годах).
«Пузыри» именно так и выглядят, и мир по-прежнему очень уязвим для них», – убежден экономист.
Про «пузыри», которые надуваются тогда, когда инвесторы перестают осознавать, что растущие цены на активы теряют связь с фундаментальными показателями, говорил недавно и бывший глава ФРС США Алан Гринспен. Правда, он, напротив, отрицал признаки их возникновения. «Свидетельств того, что на рынке надувается «пузырь», насколько я понимаю, нет. Он может надуться, но на данном этапе я его не вижу», – сказал он в интервью Bloomberg.
Гринспен добавил, что, несмотря на рост акций, американская экономика сдерживается высоким градусом неуверенности, который негативно воздействует на инвестиции.
Между тем индекс S&P 500 с начала года вырос на 27%, стремясь установить рекорд годового роста с 1998 года на фоне того, что ФРС продолжает политику количественного смягчения. В прошедшем месяце индекс прибавил 2,9%. Три раунда политики смягчения ФРС привели к тому, что S&P 500 вырос на 167% с 2009 года. На прошлой неделе S&P 500 достиг отметки 1,807.23, что стало рекордом. Индекс достиг отметки 1,565.15 9 октября 2007 года, затем упал на 57% во время кризиса. Только в марте текущего года S&P 500 вернулся на эту отметку.
Индекс Dow Jones Industrial Average добрался до отметки 16,097.33, что также является историческим рекордом. «Фондовый рынок рос примерно на 7% в год долгое время. Но с 2007 года рост прекратился. И результатом этого становится то, что сейчас мы наверстываем упущенное. У нас же не росли рынки целые годы», – сказал Гринспен.
По мнению первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, рост цен на недвижимость в Бразилии действительно существенен (225% с 2008 года), но он объясняется ростом доходов населения. «Гораздо большую обеспокоенность вызывает бум на фондовом рынке США, потому что такой подъем неадекватно отражает скромный рост крупнейшей экономики мира», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Существуют некие признаки существования запредельной активности и ликвидности на американском фондовом рынке в силу того, что индексы не движутся согласно фундаментальной экономической обстановке в стране. Индексы растут за счет денежного вливания, а не за счет стабильности роста экономики США. Действительно, есть разрыв между стоимостью акций и фундаментальными показателями. Сейчас многие акции торгуются на исторических максимумах, по ряду мультипликаторов можно говорить о существенной переоцененности инвесторами акций. Особенно сильно это выражено в таких секторах, как недвижимость и технологии», – говорит в свою очередь Елена Шишова из ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».
По мнению Ивана Андриевского, это произошло из-за того, что ФРС сохранила процентные ставки на низком уровне в течение длительного периода времени, чтобы поддержать слабую экономику. «В такой среде деньги переходят из менее доходных облигаций на более рисковый рынок акций, что создает «пузырь». Кроме того, деньги приходили на американский рынок из-за европейского долгового кризиса и стагнации японской экономики, то есть инвесторы видели в фондовом рынке США «тихую гавань». Изменение на рынке жилья и рынке акций стоит ждать, когда ФРС изменит свою политику по процентным ставкам», – считает он.
«Есть прямая зависимость роста акций от политики количественного смягчения, проводимой ФРС. Можно было наблюдать рост денежной массы на рынке, но деньги не идут в реальный сектор экономики, не растет инфляция, зато происходит надувание фондового «пузыря» и увеличение ликвидности на рынке», – отмечает Елена Шишова.