Если бы Украина согласилась на подписание договора с ЕС и на условия предоставления кредита МВФ, то она смогла бы получать в течение последующих семи лет значительные суммы денег – до 19 млрд евро, пишет The Wall Street Journal.
МВФ предложил нам, фактически, кредит и революцию: берите 15 млрд, поднимайте тарифы, замораживайте пенсии, зарплаты
Европейский чиновник, на которого ссылается издание, рассказал, что в этот пакет входили бы гранты на сумму 1,5 млрд евро. Но он мог быть легко увеличен и реальные трансферты были бы выше. Очевидно, что оставшаяся часть из этих 19 млрд евро – это кредит МВФ в размере 15 млрд долларов, который фонд обещал Украине в обмен на ряд непопулярных реформ в стране.
Украинские власти неоднократно подчеркивали, что европейская сторона не предлагала достаточной компенсации за разрыв экономических связей, который последовал бы за сближением республики с ЕС. А потери были бы значительны. «Очевидно, что после нескольких дней громких аплодисментов по поводу подписания соглашения с ЕС Украину накрыла бы жестокая реальность. Уже сегодня мы были бы вынуждены пойти на требования МВФ, а именно: вдвое повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги; резко обесценить национальную валюту, сократить расходы бюджета к минимуму; отменить государственную поддержку сельского хозяйства; заморозить зарплаты и пенсии и социальные пособия, а иногда и сократить их», – заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.
Азаров пытался донести до ЕС идею, что неплохо было бы Украине предоставить компенсацию, но не на таких условиях, какие выдвигал МВФ. Речь шла о 20 млрд евро, которые премьер-министр предлагал инвестировать в инфраструктурные проекты Украины, в частности, в модернизацию и расширение европейских транспортных коридоров, создание нового коридора на Кавказ и в строительство моста через Керченский пролив.
Ответственный за расширение ЕС Штефан Фюле настаивал на том, что Киев сильно завышает цену сделки с ЕС, не учитывая, что она принесет немедленные выгоды от увеличения объемов торговли, которая сделает экономику Украины конкурентоспособной на международном рынке. Фюле говорил, что ЕС готов значительно расширить помощь Украине в случае подписания договора до нескольких сотен миллионов евро в год.
Согласно другому документу ЕС, 610 млн евро в качестве «макрофинансовой» поддержки уже были приготовлены, если бы Украина подписала договор с МВФ, согласившись на его условия. Эти деньги бы сгладили тот негативный эффект, который бы последовал за реформами, на которых настаивал фонд. После этого сразу бы начала готовиться новая сумма для Украины.
При этом ЕС всегда настаивал, что он не участвует в аукционе с Россией, лотом которого была Украина. Первого вице-премьер-министра Украины Сергея Арбузова известили о том, что до подписания договора об ассоциации Киев не получит никаких преференций. Так что о сумме в 19 млрд евро Киев, по сути, не знал ничего.
Теперь можно не ожидать, что Украина и ЕС в скором времени вернутся к обсуждению сделки. «Шансы на то, что Украина подпишет соглашение об ассоциации в ближайшей перспективе, близки к нулю», – цитирует аналитика Центра европейской политики в Брюсселе Аманду Пауль DW. По ее словам, президенту Виктору Януковичу было гораздо проще подписать договор с Россией, который, в отличие от соглашения с ЕС, не подразумевает таких жестких условий, как проведение масштабных экономических реформ.
Но даже если бы Киев знал о готовящихся для него деньгах, он вряд ли бы пошел на сделку. Власти Украины неоднократно подчеркивали, что условия МВФ по предоставлению кредита для них совершенно неприемлемы, Россия же предложила куда более удобный вариант. Как сказал депутат фракции Партии регионов Владимир Олейник, «МВФ предложил нам, фактически, кредит и революцию: берите 15 млрд, поднимайте тарифы, замораживайте пенсии, зарплаты». При этом, по его словам, Россия предоставила Украине те же самые 15 млрд долларов, обязав вернуть эти деньги, но оставила за Украиной возможность самостоятельно решать, как ими распоряжаться, передает «Интерфакс».
Более того, если посчитать, сколько Украина получила денег от России, то все равно это было бы выгоднее для Киева при прочих равных. Итак, правительство России решило разместить в украинских ценных бумагах часть резервов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) объемом 15 млрд долларов. Плюс «Нафтогаз Украины» будет покупать российский газ по цене 268,5 доллара за тысячу кубометров. Таким образом, Украина сможет экономить более 130 долларов с каждой тысячи кубометров газа, так как сейчас стоимость газа для нее составляет в среднем 400 долларов за тысячу кубометров.
«Украина была на краю пропасти, а теперь от нее отошла. Мы точно откладываем риск дефолта на несколько месяцев, потому что и 15 млрд долларов, и скидка на газ – это огромный бонус. Скидка на газ в 135 долларов за тысячу кубов при нынешнем уровне потребления почти 33 млрд кубометров (в 2012 году) – это экономия 3 млрд долларов в год», – сказал газете ВЗГЛЯД Константин Симонов.
Иными словами, совокупная выгода Украины только при учете этих преференций составляет 18 млрд долларов. При этом официальный Киев оценивает экономию от снижения цены на российский газ в 7 млрд долларов в 2014 году. «В следующем году экономика Украины будет требовать импортных закупок в объеме от 30 до 33 миллиардов кубометров газа. По 7 миллиардов долларов мы будем ежегодно дополнительно добавлять к нашей экономике», – цитирует министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого РИА «Новости».
Таким образом, единовременная выгода Украины вырастает до 22 млрд долларов. 19 млрд евро, которые предлагал ЕС, – это 26 млрд долларов по текущему курсу. Но, во-первых, Украина, подписав соглашение с ЕС, не получила бы скидку на газ от России. А во-вторых, европейские 26 млрд долларов – это кредиты и гранты, растянутые на 7 лет. Если брать за основу только газовую выгоду, озвученную Ставицким (7 млрд долларов в год), то несложно посчитать, что в течение 7 лет Украина сэкономит 49 млрд долларов. Плюс кредит в 15 млрд долларов. В четверг начнется саммит ЕС, который формально не посвящен Украине. Но ожидается, что участники встречи обсудят ситуацию и сделают новые заявления.