Росалкогольрегулирование уравняло минимальную цену на водку, разлитую в бутылки емкостью от 0,375 до 0,5 литра. Такой приказ отправлен на госрегистрацию в Минюст России.
Здесь главная задача – это борьба с нелегальной продукцией и в какой-то степени с алкоголизацией
Как объясняют, такой приказ выпущен для того, чтобы оградить потребителей от нечестной конкуренции. Ведомство обнаружило, что особо предприимчивые бизнесмены стали выпускать водку в меньшей таре и продавать ее по более низкой цене. Так, установленная в России минимальная цена водки – 174 рубля за 0,5 литра, а водку в таре 0,45 литра в пересчете стали продавать за 156,6 рубля.
При этом визуально отличить тару емкостью 0,45 литра от 0,5 литра невозможно, поэтому потребитель такими действиями вводится в заблуждение, это также приводит к недобросовестной конкуренции, отмечает регулятор. Ведь многие скорее купят водку за 156,6 рубля, чем за 174 рубля, если с виду она ничем не отличается, не заметив, что выгоды никакой, просто объем напитка меньше.
Поэтому своим приказом регулятор решил вывести из оборота нестандартную потребительскую тару от 0,375 до 0,5 литра. Запрет не коснулся бутылок объемом 0,1 литра, 0,25 литра, 0,5 и 0,75 литра.
Такой маркетинговый ход используется производителями уже давно и в других секторах пищевой промышленности. К примеру, молочники активно продают молоко в пакетах 0,9 и 0,8 литра. Покупатели смотрят на цену и берут то, что подешевле.
Также Росалкогольрегулирование обнаружило, что в магазинах появилась водка под видом «горьких настоек» крепостью 35 градусов. Эта хитрость также позволяла бизнесменам устанавливать еще более низкую цену на водку. Для алкоголя крепостью меньше 40 градусов минимальная цена 0,5 литра уже ниже 170 рублей.
Регулятор исправляет и эту лазейку. Приказом цена на ликероводочную и другую алкогольную продукцию (за исключением водки) крепостью от 30 до 40 градусов уравнивается с ценой аналогичной продукции крепостью 40 градусов. Это значит, что теперь минимальная розничная цена продажи «не водки» крепостью от 30 до 40 градусов составит 170 рублей за 0,5 литра.
«Здесь главная задача – это борьба с нелегальной продукцией и в какой-то степени с алкоголизацией», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз.
«Решили убрать промежуточные варианты между 0,375 и 0,5 литра, потому что эта водка продается дешевле и в этом диапазоне легко маскировать нелегальную водку. Решили сохранить 0,1, 0,25 и 0,75 литра, потому что должны же оставаться разумные пределы. И главное – контролерам и покупателям не так сложно посчитать реальную цену водки такого объема, исходя из установленных 174 рублей за 0,5 литра. За 0,1 литра цена не может быть ниже 34,8 рубля, за 0,25 – ниже 87 рублей», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз.
Та же самая ситуация и с уравниванием цены алкоголя по крепости. «Это борьба с лазейками для нелегальной продукции, однако победить контрафакт такими методами, конечно, не получится», – добавляет Дробиз.
«Источник гигантского рынка суррогатной и нелегальной продукции на алкогольном рынке – это дороговизна подлинника. Например, на зарплату в регионе в 7–8 тыс. рублей можно купить 45–50 бутылок легальной водки, которая стоит сейчас 170 рублей за 0,5 литра, а после Нового года будет стоить более 200 рублей. Минимальная зарплата в России – 5400 рублей – это 30 бутылок водки. Берем любую страну мира, например Западную Европу, там минимальная зарплата или пособие по безработице – это больше 200 бутылок водки в пересчете. Относительно минимальных зарплат в России в пять–шесть раз дороже водка, чем в других странах», – рассуждает Вадим Дробиз.
В первом полугодии в России зарегистрировано рекордное падение производства водки – на 20–30% в месяц. Однако это вовсе не значит, что россияне стали пить меньше, после того как с 1 января увеличилась минимальная стоимость этого традиционного русского напитка с 97 до 174 рублей за пол-литра. Дробиз уверен, что больше граждан перешли на контрафакт и суррогат и стали больше увлекаться самогоноварением. По оценкам ЦИФРА, к концу этого года нелегальная водка займет до 30% российского рынка, а суррогатная – до 20%.