Российское правительство решило не ограничиваться рутинной работой по улучшению условий ведения бизнеса, а также исправить имидж России за рубежом, который формирует такой большой дисконт на российские активы по сравнению с конкурентами с тем же или даже худшим уровнем развития.
Goldman Sachs очень полезна такая (почти бесплатная) работа, так как позволит завязать более прочные контакты с руководством России
Главным консультантом по исправлению имиджа согласился стать крупнейший мировой инвестбанк Goldman Sachs. Меморандум о взаимопонимании с Goldman Sachs был подписан в январе этого года между министром экономического развития Андреем Белоусовым, главой Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кириллом Дмитриевым, главой «Голдман Сакс в России и СНГ» Паоло Заннони и руководителем центрального офиса банка Майклом Шервудом, передает Финмаркет.
Сумма вознаграждения инвестбанку по договору не может превысить 500 тыс. долларов за ближайшие три года.
Goldman Sachs обязался помочь в контактах с международными рейтинговыми агентствами, в организации презентаций и роудшоу, а также встреч российских чиновников с представителями зарубежных инвесторов и общем улучшении восприятия инвестиционного климата в России за рубежом. Отчеты о прогрессе по последнему пункту будут ежемесячными.
Одновременно с этим правительство ищет подрядчиков, которые бы смогли обеспечить повышение суверенного кредитного рейтинга России до уровня «А». Цель России – повысить суверенный рейтинг России до этого уровня уже в 2013 году. Это должно позволить стране и ее компаниям дешево занимать за границей.
В середине декабря Минфин разослал крупнейшим мировым инвестбанкам предложение поработать над этим проектом. Среди них ING Group NV, Barclays Capital, BNP Paribas Group, «ВТБ Капитал», Deutsche Bank AG, «Тройка Диалог», преобразованная в прошлом году в Sberbank CIB. От многих инвестбанкиров были получены позитивные ответы, и сейчас министерство будет отбирать инвестбанкиров.
Ни в одном из трех мировых рейтинговых агентств не стали отвечать на вопрос о степени потенциального влияния инвесткомпаний на динамику странового рейтинга.
Standard & Poor's (S&P) держит долгосрочный кредитный рейтинг России на уровне «ВВВ» (в иностранной валюте) и «ВВВ+» (в рублях) с конца 2008 года. Тогда он был понижен по иностранной валюте с уровня «ВВВ+», а по рублевым – с уровня «А–», на которых он находился чуть более двух лет перед кризисом.
Агентство Fitch ставит Россию на такой же уровень «ВВВ», а Moody's – на ступеньку ниже: «Ваа2». Между тем рейтинг «ВВВ» – инвестиционного уровня. Он отражает достаточную способность обладателя своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства. Однако этот уровень все же ниже, чем у стран с высокой кредитоспособностью, имеющих рейтинг от «ААА» до «А».
Кроме того, с целью улучшения имиджа России правительство создаст специальную рабочую группу с участием представителей РФПИ, Сбербанка и ВТБ, которая должна будет написать общую программу улучшения имиджа страны.
Манипуляции
Затраты на услуги Goldman Sachs по улучшения имиджа страны экономисты считают смешными. «По существу, речь идет о консультациях со стороны Goldman Sachs, организации встреч и замерах показателей, влияющих на инвестиционный имидж страны. Тем не менее цена даже просто за консультационные услуги и ежемесячную оценку динамики интересующих показателей кажется заниженной», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Он уверен, что реально проводить рекламные кампании на различных международных мероприятиях, необходимые имиджевые действия внутри страны, а главное, координацию действий различных государственных и частных структур будут уже другие компании.
«Goldman Sachs может помочь России советами, что и как нужно делать, где представить свои доклады, в каких выставках поучаствовать. Компания может научить, как преподать себя, чтобы повысить рейтинг», – добавляет главный макроэкономист УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Однако ему эта сделка кажется «странной», так как обычно страна предпринимает шаги для того, чтобы заинтересовать инвесторов, а не наоборот.
Инвестбанки способствовать улучшению рейтинга могут разве что на уровне комментариев
«На мой взгляд, эта сделка больше интересна Goldman Sachs с точки зрения построения отношений, получения неких преференций на будущее, нежели российскому правительству. Это может покрыть издержки, которые, скорее всего, Goldman Sachs понесет от этой сделки. Потому что 500 тыс. долларов, которые обещаны, – с точки зрения масштаба задач это мало, тем более для банка», – говорит газете ВЗГЛЯД Владимир Брагин.
«Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне или будут расти, то, судя по хорошему спросу на российские госбумаги в последнее время, а также с учетом низкого уровня внешнего долга России российский долговой рынок будет привлекательным для иностранных инвесторов. И войти на этот рынок до того, как страна получит более высокий рейтинг, – очень правильное решение со стороны Goldman Sachs», – добавляет Брагин.
Подлевских соглашается, что Goldman Sachs очень полезна такая (почти бесплатная) работа, так как позволит завязать более прочные контакты с руководством России и ее ведущими компаниями, что может дать в будущем солидные дивиденды.
Что касается успешных примеров привлечения иностранных советников, то многие развивающиеся рынки, в том числе страны постсоветского пространства, в 90-е годы пользовались их услугами, что ускорило признание инвестиционного потенциала страны, помогло ускорить получение ими более высоких рейтингов от рейтинговых агентств, напоминает Подлевских.
«Однако успешность миссии по повышению инвестиционной привлекательности России будет зависеть больше не от деятельности Goldman Sachs. Успех будет определяться тем, по какому пути пойдут цены на энергоносители. В случае их повышения рейтинговые агентства смогут закрыть глаза на некоторые риски и пойти на повышение суверенного рейтинга нашим заимствованиям. А если стараниями Goldman Sachs еще и удастся сделать шаги по укреплению тех позиций, которые в оценках рейтингов классифицируются как «слабые стороны», то такого рода взаимодействия можно только приветствовать», – резюмирует Николай Подлевских.
«Попытки инвесткомпаний действовать на повышение странового рейтинга, скорее всего, будут рассматриваться как что-то запрещенное, точно выходящее за рамки этики, граничащее с манипуляциями. Официально они этим точно никогда заниматься не будут. Да и неофициальное влияние их действий маловероятно», – считает замгендиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.
«Инвестбанки способствовать улучшению рейтинга могут разве что на уровне комментариев: «Мы с Россией работаем, и нам это нравится, доходность наших операций такая-то», – считает Симачев.
Между тем некоторые развитые страны специально запускают антирекламу для потенциальных мигрантов. По данным Guardian, Британия решила запустить антирекламу своей страны в Румынии и Болгарии, чтобы отбить у местных жителей желание иммигрировать в Великобританию. В 2014 году заканчиваются семилетние ограничения на иммиграцию, ожидается, что в Британию иммигрируют 250 тыс. граждан Болгарии и Румынии.
Британские министры пока еще не определились ни с формой, ни с содержанием рекламы. Однако уже известно, что рекламная кампания будет сосредоточена на «самом ужасном», что есть в стране, в частности, британские власти будут пугать потенциальных иммигрантов высокой безработицей и плохой погодой.