Глава Транснефти Николай Токарев доложил президенту РФ Владимиру Путину об итогах работы компании за год. По его словам, компания перевыполнила производственный план, а ряд объектов введены в эксплуатацию досрочно, к примеру вторая очередь ВСТО – на девять месяцев раньше графика. По словам Токарева, трубопровод уже принял 480 млн тонн нефти.
В ходе встречи с представителями ЕК конфиденциальные данные раскрываться не будут
Именно строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) и второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО-2) стали причиной того, что в середине декабря прошлого года Транснефть получила приглашение на встречу в Брюссель от главы генерального директората по энергетике Еврокомиссии Филипа Лоу.
Европейских чиновников беспокоит энергобезопасность поставок нефти в Европу в связи с введением этих новых маршрутов. ЕК попросила российскую компанию выступить с презентацией о ее проектах и дальнейших планах перед представителями министерств энергетики стран ЕС. Ранее Транснефть таких приглашений не получала.
Однако Транснефть – это государственная компания, поэтому передачу информации ЕК она должна предварительно согласовать с профильными российскими ведомствами. Дело в том, что в сентябре текущего года, после того как Еврокомиссия открыла антимонопольное расследование в отношении Газпрома, президент России Владимир Путин подписал указ, обязывающий российские госкомпании согласовывать свои действия с федеральными органами власти в случае конфликта с иностранцами.
Заместитель вице-президента Транснефти Сергей Ходырев заявил в понедельник, что в ходе встречи с представителями ЕК конфиденциальные данные раскрываться не будут. Компания планирует предоставить в ходе презентации информацию, которая в рамках российского законодательства является открытой.
Глава Транснефти рассказал Владимиру Путину об инвестиционной программе, что, вероятно, будет озвучено и 22 января на встрече в Брюсселе. Ежегодно объем инвестпрограммы Транснефти варьируется от 160 млрд до 180 млрд рублей, отметил Николай Токарев.
В частности, Транснефть построит еще четыре новых нефтеперекачивающих станции, которые позволят подавать дополнительный объем нефти на Комсомольский НПЗ (в 2016 году) и Хабаровский НПЗ (в 2013 году).
Одним из серьезных проектов является строительство магистрального нефтепровода в регион Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений. По словам Токарева, к июню компания уже начнет реализацию этого проекта в «поле». «Это 750 км линейной части; нефтяники получат возможность 15 млн тонн нефти транспортировать из этого региона», – добавил глава компании.
Кроме того, Токарев проинформировал Путина о ходе строительства малого нефтепровода на севере Заполярье – Пурпе, 56 км которого уже проложено. «По гарантированным заявкам наших нефтяников из этого региона мы будем ежегодно дополнительно транспортировать 45 млн тонн нефти, причем их можно будет в оба направления подавать: как на западное, так и на восточное», – пояснил он. По его словам, к 2016 году все три этапа – это 450 км – должны быть готовы.
Что беспокоит ЕК
После того как Транснефть запустила БТС-2 мощностью 30 млн тонн нефти, российские компании (Роснефть и ЛУКОЙЛ) сократили поставки по нефтепроводу «Дружба» в Германию, Чехию и Польшу, перенаправив часть нефти в Усть-Лугу. Из-за этого два НПЗ в Чехии и один НПЗ в Германии были вынуждены сократить объемы переработки.
Российские компании сократили поставки по нефтепроводу «Дружба» в Германию, Чехию и Польшу, перенаправив часть нефти в Усть-Лугу
Чешским компаниям пришлось увеличить закупки нефти по Трансальпийскому нефтепроводу (TAL), идущему из итальянского порта Триест, а позже они начали переговоры с Роснефтью и ЛУКОЙЛом о подписании прямых контрактов на поставку 10 млн тонн нефти в год. Тем более что Роснефть не исключает возможности перенаправить еще 10 млн тонн сырья на Китай.
25 декабря Транснефть запустила нефтепровод ВСТО-2, который позволит удвоить поставки нефти в порт Козьмино до 30 млн тонн в год. В перспективе этот нефтепровод отвлечет на восток свыше 80 млн тонн нефти (почти треть российского экспорта), что и беспокоит европейских регуляторов.
«Для России БТС-2 – политически обоснованный проект, так как труба идет в обход транзитных стран, в частности Белоруссии и Украины, однако из-за этого страдают Польша, Германия и Чехия», – отмечает газете ВЗГЛЯД старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. «Но ВСТО-2 – не повод для беспокойства ЕК», – добавляет он. Вторая очередь ВСТО действительно технически не может сорвать поставки нефти в Европу, так как нефть поступает из разных месторождений. Однако с запуском нефтепровода у некоторых сибирских поставщиков появляется выбор, куда поставить нефть – на восток или на запад, что и беспокоит ЕК.
Разморозить
Со своей стороны Транснефть в ходе запланированной на 22 января встречи с представителями Еврокомиссии намерена затронуть вопрос об актуализации замороженного проекта строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, рассказал заместитель вице-президента Транснефти Сергей Ходырев, передает «Прайм».
Это проект важен для Транснефти, так как она планирует расширять Каспийский трубопроводный консорциум. У консорциума возникают проблемы с загрузкой и дальнейшей транспортировкой нефти, так как Роснефть повернула 2 млн тонн нефти на ВСТО, а Болгария отказалась от строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, через который предполагалось транспортировать казахскую нефть. В итоге казахская нефть пойдет через перегруженные черноморские проливы.
По словам Ходырева, проект Бургас – Александруполис наиболее экономически эффективен с точки зрения обхода загруженных турецких проливов и наиболее подготовлен к реализации. «Проливы (Босфорские) не резиновые, они больше не растянутся, нефти в регионе окажется больше, строительство обходного канала на территории Турции очень дорого», – констатировал Ходырев. В настоящее время по проливу перевозится 90 млн тонн нефти в год, а с расширением мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) прибавится еще 30 млн тонн, добавил он.
Нефтепровод мощностью 35 млн тонн в год с возможным расширением до 50 млн тонн предполагалось проложить из порта Бургас на Черном море в порт Александруполис на Эгейском море. Бургас – Александруполис, как и конкурирующий с ним нефтепровод Самсун – Джейхан, предназначен для транспортировки нефти по суше в обход перегруженных черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Построить этот нефтепровод Россия планировала с Болгарией и Грецией. Однако в 2011 году проект оказался замороженным: Болгария рассчиталась с Транснефтью по долгам по проекту и официально вышла из него.
Сергей Агибалов считает, что проект Бургас – Александруполис уже давно умер и вряд ли Болгария к нему вернется. «Это вопрос политический – Болгария не хочет участвовать в этом проекте не по своей воле. Поэтому возродить проект будет возможно лишь в случае смены политического руководства страны», – считает Агибалов. «Плюс назывались экономические причины: Россия предлагала низкие транзитные платежи. Если Москва предложит более высокие транзитные ставки за поставки нефти, то, возможно, также сумеет убедить Болгарию возродить проект», – добавляет эксперт.
Виталий Крюков из ИФК «Метрополь» считает, что Транснефть хочет для начала понять позицию ЕК по проекту Бургас – Александруполис. «Для Транснефти этот проект выгоден, так как объемы нефти в Каспийском регионе будут только увеличиваться. Если окажется, что ЕК поддерживает проект Бургас – Александруполис, то, вероятно, Транснефть попытается через ЕК оказать влияние на Болгарию», – полагает Виталий Крюков.