Американские и японские регулирующие структуры начали совместное расследование в отношении компании GS Yuasa из Японии, которая производит аккумуляторы для 787 Dreamliner, сообщает BBC.
Лайнер починят. У Boeing нет другого выбора, вопрос только в том, как много времени и денег на это уйдет
«Инженеры из Федеральной авиационной администрации США, Boeing и наше авиационное бюро сегодня утром начали расследование, которое сосредоточится главным образом на продуктовой линейке GS Yuasa, – сказал представитель министерства транспорта Японии Ясуо Исии. – Они проверят, возникали ли какие-нибудь проблемы во время производственного процесса. Мы по-прежнему не знаем, что вызвало неполадки аккумулятора, поэтому рассматриваем любые версии».
Именно проблемы с батареями привели к инциденту, вызвавшему всеобщее беспокойство. На прошлой неделе Boeing 787 совершил экстренную посадку в японском аэропорту Такамацу из-за задымления в салоне. Еще раньше с Boeing 787 также произошел неприятный случай. В аэропорту Нарита была обнаружена утечка топлива. Задержки и отмены рейсов из-за утечек масла и топлива, возгораний аккумуляторных батарей и неполадок в тормозной системе преследуют лайнеры этого типа весь январь.
Японские эксперты считают, что причиной неисправности могло стать повышение температуры в литиевых батареях, в результате чего расплавилась их оболочка и вылилась часть содержащейся внутри жидкости, передает РИА «Новости».
Уже сейчас можно говорить, что Boeing несет не только репутационные риски. Акции компании падают. После инцидента в аэропорту Такамацу 787-е запретили эксплуатировать всем компаниям, которые имели эти самолеты в своем распоряжении, этот запрет поддержали и в США.
Затем Boeing объявил о приостановке поставок заказчикам новых лайнеров Boeing 787 Dreamliner до установления причин неполадок в работе аккумуляторов. При этом, по словам представителей компании, производство лайнеров продолжится в обычном режиме, сообщает ПРАЙМ. Сейчас авиастроительная компания имеет 800 заказов на Dreamliner.
Эксперты предупреждают, что наискорейшая установка причин неполадок и незамедлительное их устранение принципиальны для Boeing. Но точно сказать, когда именно это произойдет, затрудняются. «Невозможно ничего сказать о том, что же неисправно, как это починить, как много времени это займет и каковы будут последствия для брендов 787 и Boeing», – передает слова управляющего директора авиационной консалтинговой фирмы Leeham Company Скота Хэмилтона The New York Times.
«Лайнер починят. У Boeing нет другого выбора, вопрос только в том, как много времени и денег на это уйдет. Если дело в батарее, то это будет относительно просто. Если понадобится капитальный ремонт всей бортовой силовой установки, то это займет уйму времени и влетит в копеечку», – утверждает директор по инвестициям фирмы Charles Stanley Дуглас Макнил.
Аналитики соглашаются, что Boeing, чьи продажи составляют около 80 млрд долларов в год, имеет финансовые возможности совладать с проблемой и наладить производство лайнеров следующего поколения. Но если предположить, что ситуация будет развиваться по худшему сценарию, Boeing, возможно, придется пойти на перепроектирование новой силовой установки на литий-ионных батареях или даже на отказ от нее и возвращение к старой, более безопасной модели. Наблюдатели предупреждают, что это может стоить компании сотни миллионов долларов. Но не это самое главное. Будет сведен на нет весь смысл Dreamliner, то, ради чего его создавали, – экономия топлива. Из тех 20%, которые он сейчас экономит, неизвестно, сколько останется.
Задержка с решением проблемы нанесет серьезный удар по позициям компании на рынке. По словам аналитика UBS Дэвида Страусса, крупные инвесторы «сдержанно оптимистично» считают, что проблемные аккумуляторы, установленные на лайнер, просто попались из неудачной партии или что устранение неполадок не займет много сил. «Но если Федеральное агентство гражданской авиации США придет завтра и скажет перепроектировать аккумулятор, а Boeing ответит, что на это потребуется три месяца, акции компании упадут», – сказал аналитик.
«Трудно представить, что Dreamliner не вернется в эксплуатацию в скором времени, но если реализуется худший сценарий, это будет серьезный удар. Ведь он является большим шагом вперед в вопросах снижения шума и выбросов», – говорит Дуглас Макнил.
Если проблемы с «лайнером мечты» окажутся серьезнее, чем можно предположить, это нанесет удар не только по Boeing, но и по всей индустрии. Dreamliner на Западе воспринимается как символ авиации будущего – экологически более чистой и энергоэффективной, пишет The Guardian.
Лайнер главного конкурента американской компании Airbus A350, который задумывался как ответ на Dreamliner, также будет сделан из композитных материалов и использует литий-ионные батареи. Впрочем, в Airbus подчеркивают, что проект A350 сильно отличается от своего американского конкурента, в том числе и в части аккумуляторов. Наблюдатели говорят, что запуск новых лайнеров Airbus и Boeing принципиально важен для отрасли.