Экономика

15 января 2013, 19:32

Степашин об "Аэрофлоте": Они ошалели, что ли?

Фото: ИТАР-ТАСС

Счетная палата проверит формирование цен «Аэрофлота». «Ну хватит обманывать народ-то на самом деле!» – заявил во вторник глава ведомства Сергей Степашин, приведя в пример высокие цены на авиабилеты из Москвы в Сочи. Внутри России перевозки действительно могут быть дороже по сравнению с зарубежными странами, однако на то есть свои причины, указывают эксперты.

Счетная палата РФ решила в этом году провести проверку формирования цен крупнейшего российского авиаперевозчика – «Аэрофлота», сообщил глава ведомства Сергей Степашин.

Цены на билеты авиакомпании в среднем на 30% выше, чем у зарубежных бюджетных авиакомпаний

«На «Аэрофлоте» туда-обратно с семьей до Сочи 308 тысяч. Ну, друзья мои, ошалели, что ли, совсем? Кто у нас будет отдыхать на этих курортах?» цитирует Степашина радио «Маяк».

«Поэтому мы запланировали проверку не просто «Аэрофлота», а вопрос формирования среды. Посмотрим конкурентную среду, почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам», пояснил глава Счетной палаты.

«Ну хватит обманывать народ-то на самом деле! Я думаю, такая серьезная проверка даст возможность нашим согражданам и руководству страны внимательно проанализировать стоимостную политику, в том числе в этой крупнейшей, кстати, хорошей компании, но должно быть понятие «цена – качество», продолжил Степашин. По его словам, проверка закончится к осени 2013 года.

Москва Сочи

Степашин привел пример крайне высоких цен на билеты «Аэрофлота» по маршруту Москва Сочи. Между тем, на этом направлении работает порядка шести–семи авиакомпаний, и ограничений, квотирования на этом внутрироссийском направлении (как и на других) нет, говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Согласно сайтам авиакомпаний, на 10 марта 2013 года на рейс Москва Сочи в экономическом классе билет у «Аэрофлота» стоит 4,688 тыс. рублей, у S7 4,58 тысячи рублей, а у «Трансаэро» 7,38 тыс. рублей.

Даже если покупать билеты на семью из четырех человек (двое взрослых и двое детей), то билеты все равно не стоят 308 тысяч рублей, о которых говорит Степашин. Так, по данным сайта «Аэрофлота», билет из Москвы в Сочи на двух взрослых и двух детей обойдется от 33 384 рублей в бюджетном экономическом классе до 163 344 рублей в премиальном бизнес-классе (вылет 2 марта, и обратно 9 марта 2013 года).

В цену 33 384 рублей входит цена билета туда-обратно на двух взрослых (12 000 рублей) и на двух детей (8040 рублей), а также таксы и сборы в размере 13 344 рублей. В стоимость билета премиум бизнес-класса 163 344 рубля входит цена билета туда-обратно на двух взрослых (100 000 рублей) и на двух детей (50 000 рублей) плюс те же 13 344 рубля в виде такс и сборов, что и в экономическом классе.

В экономическом классе всего три градации по цене: бюджет, оптимум и премиум (иногда бывает тариф промо – самый дешевый во время проведения акций, распродаж), в бизнес-классе две градации: оптимум и премиум.

Источник в «Аэрофлоте» уверяет, что ценообразование в авиакомпании рыночное, передает ПРАЙМ-ТАСС. «У нас адекватное рыночное ценообразование. Между тем, нельзя забывать, что у «Аэрофлота» более серьезные затраты, чем у других авиакомпаний, за счет новых самолетов, авиакомпания является самым крупным налогоплательщиком среди всех авиакомпаний, опять же, вкладывается в сервис. Все эти факторы необходимо учитывать», сказал он агентству.

Цены на авиабилеты не впервые попадают в зону особого внимания российских властей. Так, Федеральная антимонопольная служба проводит масштабный мониторинг цен в России, сравнивая их с зарубежными. К авиакомпаниям, завышающим цены внутри страны, ведомство намерено применять меры.

Причины дороговизны

Внутри России цены на авиабилеты действительно могут быть выше в сравнении с внутренними перевозками в зарубежных странах. Однако на то есть свои причины, указывают эксперты.

Эксперты консалтинговой компании McKinsey объяснили дороговизну авиабилетов в России более высокими издержками и менее эффективной работой российских авиакомпаний по сравнению с зарубежными конкурентами. Это также мешает создать в стране бюджетного перевозчика.

Эксперты McKinsey, проанализировав в ноябре открытые данные о бизнесе «Аэрофлота», подсчитали, что цены на билеты авиакомпании сопоставимы с ценовой политикой иностранных авиаперевозчиков, но в среднем на 30% выше, чем у зарубежных бюджетных авиакомпаний. При этом около 27% этой разницы можно было бы сократить за счет доступа к дешевым аэропортам и недорогим услугам по ремонту самолетов.

На «Аэрофлоте» туда-обратно с семьей до Сочи – 308 тысяч. Ну, друзья мои, ошалели, что ли, совсем? Кто у нас будет отдыхать на этих курортах?

Еще 60% разницы можно было бы нивелировать за счет повышения эффективности авиакомпании. Так, в США средний налет самолетов на 2040% превышает показатели «Аэрофлота». Кроме того, самолет должен отправляться в обратный рейс за 30 минут, как это делают зарубежные бюджетные перевозчики.

Иностранные авиакомпании низкого ценового сегмента также экономят на дистрибуции, продавая до 90% билетов в основном через собственный сайт. Также зарубежные авиаперевозчики экономят за счет установки более легких кресел и меньшего расстояния между ними в самолетах. Поэтому в салоне самолетов A-320, принадлежащих «Аэрофлоту», 120 мест, а у американских компаний 162.

Кроме того, в России самолеты с большим числом кресел облагаются таможенной пошлиной в 20%, а на внутренних авиарейсах сохраняется высокий НДС в 18%, что поднимает стоимость билетов, обращает внимание главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Средняя рентабельность перевозок на внутрироссийских линиях на протяжении нескольких лет остается в красной зоне, то есть компании фиксируют убытки. А выживают они в основном за счет международных перевозок», отмечает Пантелеев.

Он также отмечает, что условия работы российских авиакомпаний на внутрироссийском рынке и зарубежных авиакомпаний на своих рынках существенно отличаются, причем не в пользу российских авиакомпаний. «У нас более высокие налоги, отнюдь не самое дешевое топливо (если в Москве авиакеросин дешевле, то где-нибудь на востоке страны – очень дорогое). В России очень высокий уровень оплаты экипажей и, соответственно, налоговые отчисления в различные социальные фонды. Нам дороже обходится авиатехника, у нас недешевые аэропортовые услуги. Поэтому на выходе мы и получаем, что внутренние авиаперевозки убыточны, а авиакомпании одна за одной банкротятся. Крупные авиакомпании зарабатывают благодаря тому, что имеют хорошее положение на международном рынке», рассказывает Олег Пантелеев.

«Если бы авиакомпания в России тратила на свое существование гораздо меньше, то за счет высокой конкуренции рынок неизбежно бы снизил маржу перевозчиков. Конкуренция привела бы к тому, что одна авиакомпания согласилась бы на рентабельность, например, не 50%, а 5%. А это привело бы к снижению цен. Конкуренция заставила бы пойти на такой шаг и другие авиакомпании», поясняет эксперт.

«Если чиновников беспокоит уровень цен на авиаперевозки, то у них есть замечательный инструмент – снижать налоговую нагрузку на авиакомпании и поставщиков услуг, в первую очередь, на нефтяников. В себестоимости авиаперевозок порядка 40% приходится на топливо», предлагает Олег Пантелеев.

«В 2012 году объем перевозок, по данным Росавиации, увеличился на 15,8%. А в любом учебнике экономики написано: если спрос растет, то можно увеличивать цены. Если, несмотря на рост цен, спрос продолжает расти, то это означает, что можно продолжать увеличивать цены. Если компания коммерческая, то она обязана выжимать из рынка максимум, устанавливать те тарифы, при продаже которых прибыль компании будет максимальной. То же государство выкручивает руки менеджменту авиакомпании, чтобы на дивиденды направлялась значительная часть прибыли», резюмирует эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?