Экономика

15 января 2013, 19:32

Степашин об "Аэрофлоте": Они ошалели, что ли?

Фото: ИТАР-ТАСС

Счетная палата проверит формирование цен «Аэрофлота». «Ну хватит обманывать народ-то на самом деле!» – заявил во вторник глава ведомства Сергей Степашин, приведя в пример высокие цены на авиабилеты из Москвы в Сочи. Внутри России перевозки действительно могут быть дороже по сравнению с зарубежными странами, однако на то есть свои причины, указывают эксперты.

Счетная палата РФ решила в этом году провести проверку формирования цен крупнейшего российского авиаперевозчика – «Аэрофлота», сообщил глава ведомства Сергей Степашин.

Цены на билеты авиакомпании в среднем на 30% выше, чем у зарубежных бюджетных авиакомпаний

«На «Аэрофлоте» туда-обратно с семьей до Сочи 308 тысяч. Ну, друзья мои, ошалели, что ли, совсем? Кто у нас будет отдыхать на этих курортах?» цитирует Степашина радио «Маяк».

«Поэтому мы запланировали проверку не просто «Аэрофлота», а вопрос формирования среды. Посмотрим конкурентную среду, почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам», пояснил глава Счетной палаты.

«Ну хватит обманывать народ-то на самом деле! Я думаю, такая серьезная проверка даст возможность нашим согражданам и руководству страны внимательно проанализировать стоимостную политику, в том числе в этой крупнейшей, кстати, хорошей компании, но должно быть понятие «цена – качество», продолжил Степашин. По его словам, проверка закончится к осени 2013 года.

Москва Сочи

Степашин привел пример крайне высоких цен на билеты «Аэрофлота» по маршруту Москва Сочи. Между тем, на этом направлении работает порядка шести–семи авиакомпаний, и ограничений, квотирования на этом внутрироссийском направлении (как и на других) нет, говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Согласно сайтам авиакомпаний, на 10 марта 2013 года на рейс Москва Сочи в экономическом классе билет у «Аэрофлота» стоит 4,688 тыс. рублей, у S7 4,58 тысячи рублей, а у «Трансаэро» 7,38 тыс. рублей.

Даже если покупать билеты на семью из четырех человек (двое взрослых и двое детей), то билеты все равно не стоят 308 тысяч рублей, о которых говорит Степашин. Так, по данным сайта «Аэрофлота», билет из Москвы в Сочи на двух взрослых и двух детей обойдется от 33 384 рублей в бюджетном экономическом классе до 163 344 рублей в премиальном бизнес-классе (вылет 2 марта, и обратно 9 марта 2013 года).

В цену 33 384 рублей входит цена билета туда-обратно на двух взрослых (12 000 рублей) и на двух детей (8040 рублей), а также таксы и сборы в размере 13 344 рублей. В стоимость билета премиум бизнес-класса 163 344 рубля входит цена билета туда-обратно на двух взрослых (100 000 рублей) и на двух детей (50 000 рублей) плюс те же 13 344 рубля в виде такс и сборов, что и в экономическом классе.

В экономическом классе всего три градации по цене: бюджет, оптимум и премиум (иногда бывает тариф промо – самый дешевый во время проведения акций, распродаж), в бизнес-классе две градации: оптимум и премиум.

Источник в «Аэрофлоте» уверяет, что ценообразование в авиакомпании рыночное, передает ПРАЙМ-ТАСС. «У нас адекватное рыночное ценообразование. Между тем, нельзя забывать, что у «Аэрофлота» более серьезные затраты, чем у других авиакомпаний, за счет новых самолетов, авиакомпания является самым крупным налогоплательщиком среди всех авиакомпаний, опять же, вкладывается в сервис. Все эти факторы необходимо учитывать», сказал он агентству.

Цены на авиабилеты не впервые попадают в зону особого внимания российских властей. Так, Федеральная антимонопольная служба проводит масштабный мониторинг цен в России, сравнивая их с зарубежными. К авиакомпаниям, завышающим цены внутри страны, ведомство намерено применять меры.

Причины дороговизны

Внутри России цены на авиабилеты действительно могут быть выше в сравнении с внутренними перевозками в зарубежных странах. Однако на то есть свои причины, указывают эксперты.

Эксперты консалтинговой компании McKinsey объяснили дороговизну авиабилетов в России более высокими издержками и менее эффективной работой российских авиакомпаний по сравнению с зарубежными конкурентами. Это также мешает создать в стране бюджетного перевозчика.

Эксперты McKinsey, проанализировав в ноябре открытые данные о бизнесе «Аэрофлота», подсчитали, что цены на билеты авиакомпании сопоставимы с ценовой политикой иностранных авиаперевозчиков, но в среднем на 30% выше, чем у зарубежных бюджетных авиакомпаний. При этом около 27% этой разницы можно было бы сократить за счет доступа к дешевым аэропортам и недорогим услугам по ремонту самолетов.

На «Аэрофлоте» туда-обратно с семьей до Сочи – 308 тысяч. Ну, друзья мои, ошалели, что ли, совсем? Кто у нас будет отдыхать на этих курортах?

Еще 60% разницы можно было бы нивелировать за счет повышения эффективности авиакомпании. Так, в США средний налет самолетов на 2040% превышает показатели «Аэрофлота». Кроме того, самолет должен отправляться в обратный рейс за 30 минут, как это делают зарубежные бюджетные перевозчики.

Иностранные авиакомпании низкого ценового сегмента также экономят на дистрибуции, продавая до 90% билетов в основном через собственный сайт. Также зарубежные авиаперевозчики экономят за счет установки более легких кресел и меньшего расстояния между ними в самолетах. Поэтому в салоне самолетов A-320, принадлежащих «Аэрофлоту», 120 мест, а у американских компаний 162.

Кроме того, в России самолеты с большим числом кресел облагаются таможенной пошлиной в 20%, а на внутренних авиарейсах сохраняется высокий НДС в 18%, что поднимает стоимость билетов, обращает внимание главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Средняя рентабельность перевозок на внутрироссийских линиях на протяжении нескольких лет остается в красной зоне, то есть компании фиксируют убытки. А выживают они в основном за счет международных перевозок», отмечает Пантелеев.

Он также отмечает, что условия работы российских авиакомпаний на внутрироссийском рынке и зарубежных авиакомпаний на своих рынках существенно отличаются, причем не в пользу российских авиакомпаний. «У нас более высокие налоги, отнюдь не самое дешевое топливо (если в Москве авиакеросин дешевле, то где-нибудь на востоке страны – очень дорогое). В России очень высокий уровень оплаты экипажей и, соответственно, налоговые отчисления в различные социальные фонды. Нам дороже обходится авиатехника, у нас недешевые аэропортовые услуги. Поэтому на выходе мы и получаем, что внутренние авиаперевозки убыточны, а авиакомпании одна за одной банкротятся. Крупные авиакомпании зарабатывают благодаря тому, что имеют хорошее положение на международном рынке», рассказывает Олег Пантелеев.

«Если бы авиакомпания в России тратила на свое существование гораздо меньше, то за счет высокой конкуренции рынок неизбежно бы снизил маржу перевозчиков. Конкуренция привела бы к тому, что одна авиакомпания согласилась бы на рентабельность, например, не 50%, а 5%. А это привело бы к снижению цен. Конкуренция заставила бы пойти на такой шаг и другие авиакомпании», поясняет эксперт.

«Если чиновников беспокоит уровень цен на авиаперевозки, то у них есть замечательный инструмент – снижать налоговую нагрузку на авиакомпании и поставщиков услуг, в первую очередь, на нефтяников. В себестоимости авиаперевозок порядка 40% приходится на топливо», предлагает Олег Пантелеев.

«В 2012 году объем перевозок, по данным Росавиации, увеличился на 15,8%. А в любом учебнике экономики написано: если спрос растет, то можно увеличивать цены. Если, несмотря на рост цен, спрос продолжает расти, то это означает, что можно продолжать увеличивать цены. Если компания коммерческая, то она обязана выжимать из рынка максимум, устанавливать те тарифы, при продаже которых прибыль компании будет максимальной. То же государство выкручивает руки менеджменту авиакомпании, чтобы на дивиденды направлялась значительная часть прибыли», резюмирует эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?