Экономика

20 сентября 2012, 21:00

МЭР предлагает Минфину урезать планку накопления резервов

Фото: РИА "Новости"

Вопреки позиции Минфина, МЭР назвал ошибочным копить средства в Резервном фонде до 7% ВВП и предлагает остановиться на 5% ВВП. Это позволит раньше начать тратить на инфраструктурные проекты и простимулирует экономический рост. Но выдержит ли такая «подушка безопасности», если ударит кризис, эксперты не уверены.

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов предлагает снизить нормативную величину Резервного фонда с 7% ВВП до 5% ВВП. Это противоречит позиции Минфина.

5% нам вполне будет достаточно, чтобы пройти ситуацию с кризисом, если он не три–четыре года будет длиться, а порядка двух лет

Напомним, что в рамках выполнения поручения президента создать новое бюджетное правило Минфин еще в июне установил нормативную величину Резервного фонда в размере 7% ВВП. Это значит, что если цена на нефть превышает базовую цену, прописанную в бюджете, то дополнительные нефтегазовые доходы пойдут на пополнение Резервного фонда. Так должно происходить до того момента, пока величина Резервного фонда не достигнет 7% ВВП.

Когда это случится, дополнительные нефтегазовые доходы будут перенаправлены уже в Фонд национального благосостояния, а оттуда – на инфраструктурные и другие приоритетные проекты. Но на эти проекты из фонда может расходоваться не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов.

По задумке Минфина, создание Резервного фонда в размере 7% ВВП – это создание «подушки безопасности» на случай кризиса или на случай резкого падения цены на нефть, от которой зависит благосостояние бюджета и страны в целом. Если прогнозная цена на нефть окажется ниже базовой, то средства Резервного фонда, как требует бюджетное правило, направляются на покрытие дефицита бюджета.

МЭР считает, что установленные Минфином 7% ВВП – это слишком много и потолок надо снизить до 5% ВВП.

Белоусов считает, во-первых, 5% ВВП Резервного фонда вполне достаточной суммой, чтобы пережить двухлетнюю кризисную ситуацию.

«Есть обоснование, что 5% нам вполне будет достаточно, чтобы пройти ситуацию с кризисом, если он продлится, как в прошлый раз, два года, не три–четыре года будет длиться, а порядка двух лет», – сказал он. То есть Белоусов верит, что если кризис и будет, то недолго, хотя эксперты не исключают и затяжного варианта.

Во-вторых, указывает министр экономического развития, снижение планки пополнения Резервного фонда с 7% до 5% ВВП позволит на три года раньше запустить соответствующие программы и «существенным образом компенсировать расходы, которые у нас выпали из финансирования энергетической и транспортной инфраструктуры в результате жестких бюджетных ограничений».

Достичь размера Резервного фонда в 7% ВВП, отмечает Белоусов, можно только к 2017 году, а уровня 5% ВВП – уже к 2014 году. Соответственно, уже в 2014 году дополнительные нефтегазовые доходы потекут в Фонд национального благосостояния и начнут инвестироваться в  инфраструктурные проекты.

«В ближайшие три года в России планируется реализовать 50 крупных инфраструктурных проектов суммарной стоимостью около 10 трлн рублей. В их числе – строительство порта по транспортировке сжиженного газа на Ямале, возведение Центральной кольцевой автодороги, развитие инфраструктуры московских аэропортов и так далее», – указывает аналитик ИФК «Солид» Михаил Королюк.

В дополнительных средствах нуждаются прежде всего РЖД и РусГидро, напряженная инвестиционная программа также у Федеральной сетевой компании, считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.

Среди инфраструктурных проектов, которые надо оплатить, сеть высокоскоростных железных дорог между крупными городами, а возможно, также реконструкция аэропортов в городах, принимающих Кубок мира по футболу, необходима и модернизация энергосетей низкого напряжения, соглашается аналитик УК «УралСиб» Александр Головцов.

Минфин жадничает

Министр финансов Антон Силуанов выступил резко против предложения коллеги. Предлагаемое снижение нормативной величины Резервного фонда с 7% до 5% ВВП сделает бюджет РФ менее устойчивым, заявил он.

#{intervieweco}«Правительство должно устойчиво работать и исполнять расходные обязательства, которые приняты. Считаю, что в данном случае ослабление этой позиции не на пользу устойчивости бюджета», – цитирует его «Интерфакс».

Как указывает Силуанов, необходимо учитывать «степень риска, которую хочет брать на себя правительство». В частности, он напомнил, что в период предыдущего кризиса Стабилизационный фонд сократился с 16% ВВП до 8% ВВП.

«Если мы хотим снизить нашу «подушку безопасности», то можно рассматривать этот вопрос, если хотим иметь запас, который можно будет реализовать и не бояться, что он будет потрачен в первый год реализации антикризисных мер, то 5-процентного объема Резервного фонда будет недостаточно», – сказал глава Минфина.

Опыт 2008 года

МЭР и Минфин традиционно спорят по поводу того, что лучше – больше тратить и стимулировать экономический рост или больше копить для создания «подушки безопасности». Такой спор шел еще при Алексее Кудрине (министр финансов до 2011 года) и Германе Грефе (глава МЭР до 2007 года), а затем и при Эльвире Набиуллиной (глава МЭР до 2012 года). Сейчас у руля стоят уже другие министры – Андрей Белоусов и Антон Силуанов, однако противоборство двух ведомств осталось неизменным.

Во время первой волны кризиса в 2008 году именно накопленный довольно прилично Резервный фонд (8,7%) и действующее бюджетное правило, позволившее правительству временно использовать средства Резервного фонда без внесения изменений в бюджет, помогли России легче пережить непростые времена.

В 2009–2010 годах было израсходовано в общей сложности более 100 млрд долларов из Резервного фонда для сохранения уровня финансирования социальных обязательств (пенсий и зарплат бюджетникам) и национальных проектов, поддержки региональных бюджетов. Именно накопления Резервного фонда позволили правительству поддержать в кризис крупных производителей типа АвтоВАЗа и банки. Это позволило избежать масштабных банкротств в банковской и промышленной сферах и стабилизировать уровень потребления.

Развилка

По какому пути лучше идти сейчас – по предложенному МЭР или Минфином – сложный вопрос. Свои плюсы и минусы есть у каждого из подходов. «Чем меньше объем Резервного фонда, тем выше вероятность того, что при следующем кризисе его не хватит. Но какую вероятность выбрать в качестве границы отсечения – это трудный выбор», – говорит Михаил Королюк из ИФК «Солид».

#{smallinfographicleft=564695}Директору аналитического департамента компании «Альпари» Александру Разуваеву ближе позиция Кудрина, который против снижения величины Резервного фонда с 7% до 5% ВВП. «Конечно, инфраструктурные проекты поддерживают экономический рост, однако примерно 30% этих денег разворовывается. С моей точки зрения, задача государства – обеспечивать финансовую стабильность, инвестициями все же должен заниматься бизнес», – считает Разуваев.

Однако Королюк считает, что для стимулирования экономического роста надо развивать инфраструктурные проекты за счет казны. Некоторые проекты, как, например, порт на Ямале, слишком крупны для частного бизнеса, поэтому могут реализовываться только в форме государственно-частного партнерства. Для других проектов механизм извлечения прибыли носит вторичный характер, когда через доступность инфраструктуры повышается привлекательность региона, что вызывает рост инвестиций и рост налогов за счет активизации экономической деятельности, поясняет Королюк.

Конечно, кроме Резервного фонда у России есть еще резервы ЦБ, которые составляют более 500 млрд долларов, или 25–30% ВВП, напоминает Разуваев. «Однако пройти или не пройти кризис без проблем зависит только от одного: как глубоко упадет нефть, как долго черное золото сохранится на данных уровнях. Пессимисты по-прежнему ждут 60 долларов за баррель, и не так важно почему – из-за суверенного дефолта проблемных европейских стран или роста добычи Саудовской Аравией», – замечает Разуваев.

Большинство опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов выступают на стороне Минфина. Как минимум потому, что не исключают возможности затяжного кризиса более чем на два года, во что не очень верит глава МЭР. «Текущая финансовая ситуация в России довольно стабильная. Тем не менее риск глобальной рецессии сохраняется. В случае существенного ухудшения ситуации кризис может затянуться более чем на два года»,  – отмечает эксперт АКБ «Ланта-Банк» Олег Поддымников.

Задача государства – обеспечивать финансовую стабильность, инвестициями все же должен заниматься бизнес

Кроме того, экономисты обеспокоены слишком низкой величиной Резервного фонда. Сейчас в Резервном фонде всего около 60 млрд долларов. И в номинальном выражении, и по отношению к ВВП Резервный фонд заметно меньше, чем в 2008 году: 3,3% ВВП сейчас против 8,7% тогда. 

«Инфраструктурные инвестиции могут создать хороший фундамент для долгосрочного роста. В денежном выражении 2% ВВП в 2015 году составят 1,6 трлн рублей – это достаточная сумма для железнодорожников и энергетиков. Но сейчас, имея достаточно низкий уровень Резервного фонда, о снижении планки рассуждать несколько преждевременно, сначала нужно восстановить утраченный уровень. На начало 2009 года номинальный объем фонда превышал 4 трлн рублей, сейчас он вдвое меньше», – считает Валерий Вайсберг из ИК «Регион».

«Если при кризисе урезать военные расходы, то Резервного фонда в 7% ВВП хватит на два–три года. Если пытаться поддерживать расходы стабильными, то при сопоставимом с 2008–2009 годами кризисе хватит месяцев на семь. Тогда на поддержку экономики было потрачено порядка 8% ВВП в течение года», – отмечает Александр Головцов. «Когда цены на нефть близки к пику, прямой смысл копить. Мы уже это проходили в 80-х годах», – считает эксперт.

Резервного фонда недостаточно

В то же время Валерий Вайсберг из ИК «Регион» считает, что Резервного фонда России будет недостаточно. «Резервный фонд – это страховка от V-образного кризиса, аналогичного 2008–2009 годам. Для ситуации, которая развивается сейчас, – замедление экономики с ростом инфляции при хорошей внешней конъюнктуре – нужны иные механизмы, не страхового характера», – указывает экономист.

«Страховка (Резервный фонд – прим. ВЗГЛЯДа) нужна, чтобы сгладить влияние разового шока – добавить ликвидности в банковский сектор, предоставить срочную помощь в виде гарантий по кредитам и так далее. Сейчас кризисная ситуация развивается по принципу микрошоков, которые вполне способны сглаживать регуляторы, например Центральный банк. Задача правительства сейчас – создать новую историю для роста. Нужно возвращать инвестиции в Россию, улучшая инвестиционный климат, подавляя коррупцию, снижая административные барьеры и развивая инфраструктуру», – объясняет Вайсберг.

«В нынешних условиях финансовая стабильность – это необходимое, но недостаточное условие для привлечения инвестиций и запуска новых механизмов роста. На мой взгляд, Министерство финансов излишне увлечено контролем над дефицитом бюджета. Бюджет должен сводиться с умеренным дефицитом (не более 3%). Поощрение инвестиций в инфраструктуру – самое верное, на мой взгляд, направление бюджетного стимулирования. Варианты могут быть разные: финансирование программ естественных монополий, предоставление бюджетных средств институтам развития», – считает эксперт ИК «Регион».

Впрочем, некоторые считают, что Минфину и МЭР и спорить не о чем, потому что много накопить все равно не получится. Так, Олег Поддымников считает, что заявленный объем госрасходов на ближайшие три года вряд ли позволит вернуться к накоплению суверенных фондов в прежних объемах.

«Правительство ищет пути решения непростой задачи: выполнить предвыборные обещания президента, зафиксированные в указах от 7 мая, и при этом сохранить «подушку безопасности» в случае кризиса. Планы правительства достаточно амбициозные: 48 крупных инфраструктурных проектов на ближайшие три года суммарной стоимостью около 9,6 трлн рублей», – поясняет эксперт.

С оглядкой на США

Михаил Королюк предлагает правительству сделать выбор по оптимальному размеру Резервного фонда чуть позже, после того как США выберут способ решения проблемы по сокращению своего госдолга.  По его предположению, в США решение будет принято в ближайшие месяцы. В этом случае, считает он, повысится точность макроэкономических прогнозов, правильный выбор будет сделать проще.

«Если в США победит позиция консерваторов о необходимости резкого сокращения государственных расходов, то увеличится вероятность рецессии в ближайшие годы, и тогда России лучше нарастить Резервный фонд. Если же победит позиция демократов, то можно осторожно понизить нормативную величину Резервного фонда на ближайшие два–три года», – подытожил Королюк из ИФК «Солид».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?