Частный сектор Ирана подписал несколько контрактов на продажу сырой нефти за рубеж, заявил председатель Союза иранских экспортеров нефтепродуктов Хасан Хосроджерди.
Есть много способов, которые позволяют легко продать иранскую нефть
По его словам, контракты позволяют консорциуму в составе частных фирм поставлять 20% всей экспортируемой страной нефти на международные рынки, в том числе и в ЕС. Это соответствует 400–500 тысячам баррелей нефти в день, добавил Хасан Хосроджерди. Нефть транспортируют танкеры других стран, сообщает Tehran Times.
Эксперты считают, что частный сектор исламской республики будет заполнять пробел, созданный международными санкциями в отношении нефтяного сектора и Центрального банка Ирана.
Напомним, в начале сентября директор по международным отношениям Национальной иранской нефтяной компании Мохаммед Али Хатиби заявил, что уровень экспорта нефти не пострадал от западных эмбарго.
Чуть ранее министр нефти Ирана Ростам Гасеми подчеркнул, что экспортный рынок никогда не закроется, поскольку потребителям необходима иранская нефть. «Есть много способов, которые позволяют легко продать иранскую нефть. Один из них – предпринимательство и частный сектор», – сказал он.
«Европейские нефтяные компании не были заинтересованы в введении санкций, поэтому они и договариваются о поставках с Ираном через частный консорциум. В свете того, что заключение данных контрактов снизит действие экономических санкций ЕС и США против Ирана, можно ожидать дальнейших более жестких мер в отношении Тегерана. Это продолжит оказывать влияние на цены на нефть», – отметила аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович.
По ее словам, всего Иран экспортирует около 2,5 млн баррелей нефти в день, в европейские страны – около 0,6 млн баррелей в день. В результате экспорта 400–500 тысяч баррелей нефти в сутки Иран значительно нивелирует влияние эмбарго на экономику страны.
Тем временем Евросоюз готовит против Ирана новый пакет односторонних санкций, который охватит нефтяную, газовую, коммерческую и финансовую отрасли исламской республики. На этом настаивают власти Великобритании, Франции и Германии.
Глава британского МИДа Уильям Хейг отметил, что нынешние санкции в отношении исламской республики «уже дали значительный эффект», поэтому «следует усилить давление на Иран, активизировать и добавить новые санкции со стороны ЕС», передает «Интерфакс».
Недавно санкции в отношении Ирана ужесточили США. Соответствующий закон подписал в августе американский президент Барак Обама. Закон предусматривает запрет для американских предпринимателей на осуществление бизнеса практически со всем нефтяным сектором Ирана, а также его судоходными и страховыми компаниями.
Помимо этого устанавливается барьер на пути любых финансовых операций, включая торговлю ценными бумагами и золотом, с иранскими учреждениями, в том числе Центральным банком. В соответствии с документом американские карательные меры могут последовать и против иностранных фирм, ведущих дела с Ираном.
Российские власти выступают против санкций в отношении Ирана. Министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что российский бизнес начал испытывать негативные последствия от односторонних санкций США, введенных в отношении Ирана и Сирии.
«Односторонние американские санкции в отношении Сирии и Ирана все больше и больше приобретают экстерриториальный характер и затрагивают напрямую интересы российского бизнеса, в частности, российских банков», – подчеркнул он.
Санкции США и ЕС в отношении Ирана принимались без консультаций с Россией, напомнил Сергей Лавров. «Они решили действовать в одиночку, без нас. А теперь, когда прошло больше чем полтора года, уже и эти односторонние санкции не работают, они начинают пытаться обвинять Россию, Китай и другие страны в том, что мы препятствуем какому-то единству мирового сообщества», – отметил российский министр.
Напомним, в начале 2012 года США и Евросоюз утвердили новые санкции в отношении нефтяного и финансового секторов Ирана. Ограничения были введены из-за закрытости иранской ядерной программы. Санкции США вступили в силу 28 июня, в ЕС – 1 июля 2012 года. После того как ЕС в июне ввел эмбарго на поставки иранской нефти, ее импорт на мировой рынок сократился примерно на 40%.