В пятницу группа экспертов во главе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым озвучила свою позицию по опубликованным Минфином «Основным направлениям бюджетной политики на 2013–2015 годы».
Рост финансирования оборонзаказа сформирует дополнительный спрос на технических специалистов
«Открытое правительство» не соглашается с курсом правительства: эксперты говорят о занижении прогнозных доходов бюджета. По мнению экспертов, которое приводят «Ведомости», бюджетная политика нуждается в корректировке в связи с изменившимися экономическими реалиями.
Так, Минфин предполагает сокращение доходной части бюджета с 38,9% ВВП в 2011 году до 36,2% ВВП в 2015 году. В «Стратегии-2020», которая разрабатывалась по поручению Путина, при пессимистическом сценарии прогнозируется сокращение до 37% ВВП к 2015 году.
Вследствие занижения прогнозных доходов появилась необходимость в сокращении общего объема расходов, пишет «Коммерсант», причем расходы сокращаются не в тех сферах. Эксперты протестуют против недофинансирования в бюджете здравоохранения, образования и дорожного строительства и против существенного роста расходов на оборону и правоохранительную деятельность.
Руководитель отдела бизнес-оценки аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев в интервью газете ВЗГЛЯД прокомментировал полемику между «Открытым правительством» и кабинетом министров.
ВЗГЛЯД: В расчетах Минфина курс рубля к доллару составит 29,7 рубля за 1 доллар в 2013 году и 31,5 рубля в 2015 году. По мнению ВШЭ, это не соответствует реальной тенденции. Докладчики считают, что в условиях заложенного в прогноз снижения цен на нефть рубль не будет укрепляться, скорее наоборот. Кто из них прав?
Александр Дорофеев (фото: из личного архива) |
Александр Дорофеев: Рубль по отношению к доллару в дальнейшем может укрепиться по мере того, как в экономике США снова проявятся нерешенные проблемы с большим внешним долгом, но, скорее всего, доллар не опустится ниже 30 рублей.
ВЗГЛЯД: «Стратегия-2020» предполагала сохранение расходов до 2015 года на уровне 37–38% ВВП. По версии Минфина, в течение ближайших трех лет произойдет их снижение до 35,9% ВВП. Почему Минфин снижает расходы, ведь эксперты стратегии тоже учитывали кризис и прописывали пессимистический сценарий развития событий?
А. Д.: Стратегия Минфина предусматривает плановый рост эффективности расходования бюджетных средств, когда даже снижающегося по отношению к ВВП финансирования будет достаточно для решения поставленных задач, и это учтено в соответствующем прогнозе.
ВЗГЛЯД: Эксперты отмечают, что изменятся приоритеты по госрасходам. В частности, запланирован рост расходов на оборону и правоохранительную деятельность, а финансирование образования и здравоохранения будет недостаточным, сократятся и госрасходы на дорожное хозяйство. Значит ли это, что мы отказываемся от структурных реформ в этих сферах, в сфере человеческого капитала? Чем это грозит?
А. Д.: Переориентация расходов в сторону оборонного комплекса в ущерб прямому финансированию других сфер, на мой взгляд, абсолютно оправданна. Сфера образования сегодня неэффективна: она, как черная дыра, поедает финансирование и не дает при этом квалифицированных специалистов. Для изменения ситуации необходимо, чтобы заказ на кадры поступал непосредственно от предприятий.
#{smallinfographicright=564695}Рост финансирования оборонзаказа сформирует дополнительный спрос на технических специалистов со стороны предприятий, многие из которых имеют профильные училища, и под этот спрос будет подстраиваться существующая система образования. Абитуриенты, которые последние два десятилетия хотели быть только юристами и экономистами, все больше будут устремляться в техническую область и искать места, где обучают востребованным в оборонной отрасли специальностям. Таким образом, ОПК задумывается точкой роста, которая вытянет за собой другие сферы. В том числе и здравоохранение должно почувствовать положительный эффект – за счет того, что многие предприятия, привлекая ценных специалистов, включают в соцпакет медицинскую страховку.
Что же касается расходов на дорожное хозяйство, то, будучи еще премьером, В. В. Путин ставил задачу увеличения их эффективности на 30%. Если эта стратегия будет реализована, то дорожное хозяйство со временем только окрепнет.
Следует учитывать объективную потребность в модернизации вооруженных сил, без которой мы рискуем в перспективе потерять военный паритет со странами Запада, что несет серьезнейшие угрозы безопасности страны.
ВЗГЛЯД: Эксперты пишут, что из-за недостаточного роста расходов на здравоохранение и образование увеличивается нагрузка на региональные бюджеты, а никаких дополнительных источников доходов не предусмотрено. Какими могут быть последствия для региональных бюджетов при таком развитии событий?
А. Д.: Сами же предприятия, уже испытывая дефицит профессиональных кадров, будут все больше финансировать переподготовку специалистов, будет развиваться система грантов.
Поэтому я считаю, что нагрузка на региональные бюджеты не увеличится, но эффективность подготовки кадров значительно возрастет.
ВЗГЛЯД: Складывается впечатление, что перед правительством стоит выбор, кого поддержать: бюджетников военно-промышленного комплекса или бюджетников в образовании и здравоохранении, – и оно сделало свой выбор. Так ли это? Какими могут быть последствия?
А. Д.: Выбор сделан не против бюджетников в образовании и здравоохранении, а скорее в пользу большей коммерциализации этих отраслей, их приспособления под рыночный спрос. В рыночных условиях в вузах и больницах должны оставаться более востребованные, эффективные кадры и вымываться неэффективные, потому что потребители не готовы выбирать учреждения, где предоставляют некачественные услуги.
ВЗГЛЯД: Минфин предлагает жесткую формулу, обеспечивающую достижение бездефицитного бюджета уже к 2015 году. «Стратегия-2020» допускала сохранение до 2015 года небольшого дефицита федерального бюджета. Так ли необходим бездефицитный бюджет? Почему?
А. Д.: В привлечении заимствований на мировых рынках большой целесообразности нет, так как экспортной выручки и так достаточно для финансирования правительственных программ. Задачей дня становится повышение эффективности расходования целевого финансирования.
Тезис о том, что занимать на Западе выгодно, потому что проценты маленькие, в нынешних социально-экономических условиях сомнителен. Для того чтобы рубль в качестве расчетной валюты укреплялся в странах СНГ и Восточной Европы, России следует ограничивать внешние заимствования.