Экономика

12 мая 2012, 22:20

В России создали первый речной теплоход за 20 лет

Фото: ГК ГАМА

Впервые за 20 лет в России был построен отечественный речной теплоход, причем сделано это было вовсе не силами государства. Постройка нового прогулочного судна стала особенно актуальной после трагедии теплохода «Булгария», одной из причин которой стал его возраст. Теперь может появиться надежда на обновление российского речного флота.

В Нижнем Новгороде накануне совершил свой рейс с туристами теплоход ПКС-40 «Сура». Это первый прогулочный теплоход, который был построен в России за последние 20 лет. Практически все пассажирские теплоходы, использующиеся на реках России, были произведены в прошлом веке в ГДР, Чехословакии и Венгрии, например прогулочное судно «Булгария», ставшее печально известным из-за трагедии в Куйбышевском водохранилище. После этой катастрофы много говорилось о том, что российский речной флот устарел и это может быть опасным для пассажиров, но строить новые суда крайне невыгодно, никто не готов браться за это.

#{image=628230}И вот теперь оказалось, что новые речные теплоходы в России все-таки появляются. Инициатива построить такой теплоход принадлежит нижегородской группе компаний «ГАМА», которая занимается круизным туризмом. «У нас шесть своих судов: два двухпалубных и четыре трехпалубных. Но наш гендиректор Дмитрий Николаевич (Галкин – прим.) всегда мечтал строить свои теплоходы. Это его личная мечта», – рассказывает газете ВЗГЛЯД директор по маркетингу туркомпании «ГАМА» Анна Вингурт.

Изначально компания рассчитывала вложить 60 млн рублей на строительство, однако по ходу работ расходы выросли до 75 млн. «Нижегородская область обещала помочь, но из-за кризиса не смогла это сделать так, как мы хотели», – говорит Вингурт.

Как рассказывает Вингурт, в 2008 году компания подписала контракт с инженером-изобретателем Евгением Фальмоновым, который получил патент на устройство корабля подобного класса в 2001 году. Из пяти потенциальных заводов, на которых мог быть произведен теплоход, был выбран Городецкий судоремонтный завод в Нижегородской области. В ноябре 2010 года «Суру» спустили на воду. Однако для перевозки туристов теплоход был еще не готов.

«Сура» самостоятельно пришла по воде в Нижний Новгород и уже здесь достраивалась нашими инженерами, электриками, механиками и т. д. Они монтировали оборудование для ресторана, для рубки, встраивали электронику, проводили электричество и тому подобное. И только вчера теплоход совершил свой первый пассажирский рейс», – говорит Вингурт. На теплоходе оборудованы каюты с трансформируемой мебелью. На судне 40 мест со всеми удобствами и ресторан. «Все эти работы сложные, дорогие. Мы также сдавали очень сложную программу испытаний речному регистру. Но мы это сделали», – добавляет она.

«Теплоход очень хорошо держит угол поворота, ветер, а осадка всего 74 см. Это значит, что теплоход может ходить по малым и несудоходным рекам, где для обычных судов проход затруднен (по названию одной из таких рек и назван теплоход – прим. ВЗГЛЯДа). А у нас сейчас в реках мало воды, так как нет программы углубления рек, – рассказывает Анна Вингурт. – «Сура» может сама сниматься с мели, что важно для всех российских рек: и сибирских, и северо-западных, и в центральной части России. Судно может где угодно причаливать, хоть на Красной площади, потому что у него выход для туристов через круглый нос».

По ее словам, аналогичный подержанный иностранный теплоход может стоить столько же, сколько и «Сура». «Однако в поддержанное судно, купленное за рубежом, необходимо вкладывать гигантские инвестиции в ремонт, модернизирование кают и залов. К тому же «Сура» более экономично расходует топливо, которое является самой серьезной статьей расходов для хода теплохода». Теплоход «Сура» оснащен электромеханическим приводом гребных колес, и расход топлива в сравнении с энергетической установкой винто-рулевого комплекса мелкосидящего судна сокращен на 40%. Судно может работать как на обычном дизельном топливе, так и на биотопливе.

Теперь ГАМА намерена начать серийное производство теплоходов, аналогичных «Суре». На этом этапе компания надеется уже на конкретную денежную помощь от властей Нижегородской области для дальнейшего развития проекта. По крайней мере, как говорит Вингурт, накануне министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лобуза пообещал оказаться поддержку, хотя конкретные способы еще не обговаривались.

Вингурт не исключает, что компания вместе с властями создаст совместное предприятие по серийному производству таких теплоходов. На Городецком судоремонтном заводе говорят, что готовы делать по пять таких теплоходов в год, плюс еще некоторое время требуется на доработку теплохода.

«Одно дело, когда компания приходит и просит у властей денег, чтобы что-то сделать. И другое – когда компания сама уже построила что-то. Только тогда власти говорят: давайте мы вас поддержим», – замечает Анна Вингурт.

Компания планирует в будущем расширить гамму отечественных теплоходов. «Сура» – это проект теплохода класса «река-река», а должны быть еще теплоходы «река-море», которые больше по пассажировместимости и которые могут выйти в водохранилище. «Сура» может это сделать, но только при особом разрешении диспетчера, когда погода хорошая и не ожидается волна»,  – поясняет Вингурт. «В России должны развиваться все виды теплоходов на любой вкус. Должны быть теплоходы разной проходимости, разной вместимости, как на Рейне или в Майами», – считает она.

Никто не делает теплоходы в России, потому что нет господдержки. «Мы просто взяли свои деньги и сделали. Надо иметь волю, чтобы, как наш генеральный директор, «взять и сделать». Конечно, он мог купить себе пять «Мерседесов» и «Бугатти», дом на море, но он построил теплоход, потому что за малым судостроением – будущее», – патетична директор по маркетингу.

«Сура» – колесный теплоход с электрическим приводом гребных колес, его длина – 35,5 метров, ширина – 9,8 метра, осадка – всего 0,74 метра, водоизмещение – 130 тонн. Может развивать скорость до 14 километров в час. Использование нового движительно-рулевого комплекса позволяет успешно маневрировать по извилистым фарватерам. Экипаж состоит всего из 11 человек, включая пятерых работников судового ресторана. Это стало возможным благодаря высокому уровню автоматизации и совмещению профессий (капитан-механик и т. д.).

«Объединенная судостроительная корпорация» в прошлом году тоже говорила о намерениях начать строительство речных пассажирских судов, но вместимостью 180 и 400 человек. Президент корпорации Роман Троценко указывал минусы речного туризма в России. Это низкодоходный бизнес из-за его сезонности (теплоходы в России простаивают почти полгода), а также из-за высокой окупаемости судов (20 лет). «Решиться на строительство такого теплохода может только достаточно сильная компания. Но мы видим, что спрос на эти теплоходы в России возник», – говорил осенью Троценко.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?