Экономика

12 мая 2012, 22:20

В России создали первый речной теплоход за 20 лет

Фото: ГК ГАМА

Впервые за 20 лет в России был построен отечественный речной теплоход, причем сделано это было вовсе не силами государства. Постройка нового прогулочного судна стала особенно актуальной после трагедии теплохода «Булгария», одной из причин которой стал его возраст. Теперь может появиться надежда на обновление российского речного флота.

В Нижнем Новгороде накануне совершил свой рейс с туристами теплоход ПКС-40 «Сура». Это первый прогулочный теплоход, который был построен в России за последние 20 лет. Практически все пассажирские теплоходы, использующиеся на реках России, были произведены в прошлом веке в ГДР, Чехословакии и Венгрии, например прогулочное судно «Булгария», ставшее печально известным из-за трагедии в Куйбышевском водохранилище. После этой катастрофы много говорилось о том, что российский речной флот устарел и это может быть опасным для пассажиров, но строить новые суда крайне невыгодно, никто не готов браться за это.

#{image=628230}И вот теперь оказалось, что новые речные теплоходы в России все-таки появляются. Инициатива построить такой теплоход принадлежит нижегородской группе компаний «ГАМА», которая занимается круизным туризмом. «У нас шесть своих судов: два двухпалубных и четыре трехпалубных. Но наш гендиректор Дмитрий Николаевич (Галкин – прим.) всегда мечтал строить свои теплоходы. Это его личная мечта», – рассказывает газете ВЗГЛЯД директор по маркетингу туркомпании «ГАМА» Анна Вингурт.

Изначально компания рассчитывала вложить 60 млн рублей на строительство, однако по ходу работ расходы выросли до 75 млн. «Нижегородская область обещала помочь, но из-за кризиса не смогла это сделать так, как мы хотели», – говорит Вингурт.

Как рассказывает Вингурт, в 2008 году компания подписала контракт с инженером-изобретателем Евгением Фальмоновым, который получил патент на устройство корабля подобного класса в 2001 году. Из пяти потенциальных заводов, на которых мог быть произведен теплоход, был выбран Городецкий судоремонтный завод в Нижегородской области. В ноябре 2010 года «Суру» спустили на воду. Однако для перевозки туристов теплоход был еще не готов.

«Сура» самостоятельно пришла по воде в Нижний Новгород и уже здесь достраивалась нашими инженерами, электриками, механиками и т. д. Они монтировали оборудование для ресторана, для рубки, встраивали электронику, проводили электричество и тому подобное. И только вчера теплоход совершил свой первый пассажирский рейс», – говорит Вингурт. На теплоходе оборудованы каюты с трансформируемой мебелью. На судне 40 мест со всеми удобствами и ресторан. «Все эти работы сложные, дорогие. Мы также сдавали очень сложную программу испытаний речному регистру. Но мы это сделали», – добавляет она.

«Теплоход очень хорошо держит угол поворота, ветер, а осадка всего 74 см. Это значит, что теплоход может ходить по малым и несудоходным рекам, где для обычных судов проход затруднен (по названию одной из таких рек и назван теплоход – прим. ВЗГЛЯДа). А у нас сейчас в реках мало воды, так как нет программы углубления рек, – рассказывает Анна Вингурт. – «Сура» может сама сниматься с мели, что важно для всех российских рек: и сибирских, и северо-западных, и в центральной части России. Судно может где угодно причаливать, хоть на Красной площади, потому что у него выход для туристов через круглый нос».

По ее словам, аналогичный подержанный иностранный теплоход может стоить столько же, сколько и «Сура». «Однако в поддержанное судно, купленное за рубежом, необходимо вкладывать гигантские инвестиции в ремонт, модернизирование кают и залов. К тому же «Сура» более экономично расходует топливо, которое является самой серьезной статьей расходов для хода теплохода». Теплоход «Сура» оснащен электромеханическим приводом гребных колес, и расход топлива в сравнении с энергетической установкой винто-рулевого комплекса мелкосидящего судна сокращен на 40%. Судно может работать как на обычном дизельном топливе, так и на биотопливе.

Теперь ГАМА намерена начать серийное производство теплоходов, аналогичных «Суре». На этом этапе компания надеется уже на конкретную денежную помощь от властей Нижегородской области для дальнейшего развития проекта. По крайней мере, как говорит Вингурт, накануне министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лобуза пообещал оказаться поддержку, хотя конкретные способы еще не обговаривались.

Вингурт не исключает, что компания вместе с властями создаст совместное предприятие по серийному производству таких теплоходов. На Городецком судоремонтном заводе говорят, что готовы делать по пять таких теплоходов в год, плюс еще некоторое время требуется на доработку теплохода.

«Одно дело, когда компания приходит и просит у властей денег, чтобы что-то сделать. И другое – когда компания сама уже построила что-то. Только тогда власти говорят: давайте мы вас поддержим», – замечает Анна Вингурт.

Компания планирует в будущем расширить гамму отечественных теплоходов. «Сура» – это проект теплохода класса «река-река», а должны быть еще теплоходы «река-море», которые больше по пассажировместимости и которые могут выйти в водохранилище. «Сура» может это сделать, но только при особом разрешении диспетчера, когда погода хорошая и не ожидается волна»,  – поясняет Вингурт. «В России должны развиваться все виды теплоходов на любой вкус. Должны быть теплоходы разной проходимости, разной вместимости, как на Рейне или в Майами», – считает она.

Никто не делает теплоходы в России, потому что нет господдержки. «Мы просто взяли свои деньги и сделали. Надо иметь волю, чтобы, как наш генеральный директор, «взять и сделать». Конечно, он мог купить себе пять «Мерседесов» и «Бугатти», дом на море, но он построил теплоход, потому что за малым судостроением – будущее», – патетична директор по маркетингу.

«Сура» – колесный теплоход с электрическим приводом гребных колес, его длина – 35,5 метров, ширина – 9,8 метра, осадка – всего 0,74 метра, водоизмещение – 130 тонн. Может развивать скорость до 14 километров в час. Использование нового движительно-рулевого комплекса позволяет успешно маневрировать по извилистым фарватерам. Экипаж состоит всего из 11 человек, включая пятерых работников судового ресторана. Это стало возможным благодаря высокому уровню автоматизации и совмещению профессий (капитан-механик и т. д.).

«Объединенная судостроительная корпорация» в прошлом году тоже говорила о намерениях начать строительство речных пассажирских судов, но вместимостью 180 и 400 человек. Президент корпорации Роман Троценко указывал минусы речного туризма в России. Это низкодоходный бизнес из-за его сезонности (теплоходы в России простаивают почти полгода), а также из-за высокой окупаемости судов (20 лет). «Решиться на строительство такого теплохода может только достаточно сильная компания. Но мы видим, что спрос на эти теплоходы в России возник», – говорил осенью Троценко.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВС России за неделю нанесли 35 групповых ударов по ВПК и энергоотрасли Украины
Темы дня

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Новости

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Сервис RUSSPASS составил рейтинг самых популярных туристических направлений на майские праздники.

Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100 завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл в подмосковный Жуковский.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан

США ужесточают экспорт огнестрельного оружия и боеприпасов в страны «повышенного риска», среди которых Киргизия, Казахстан и Таджикистан, говорится в заявлении американского министерства торговли.

Уважение к традиционым ценностям станет условием для въезда иностранцев в РФ

В Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, нацеленный на повышение эффективности федерального госконтроля в миграционной сфере.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?