Китайская корпорация Geely при участии «Борисовского завода «Автогидроусилитель» планирует построить в Белоруссии сборочное производство легковых автомобилей мощностью до 120 тыс. машин в год, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на совет министров республики.
Это очередной будущий конфликт, наподобие того, что сейчас происходит в сфере воздушного сообщения между Минском и Москвой
Построить предприятие предполагается в 2012–2015 годах в Борисове (Минская область). На первом этапе его мощность составит до 60 тыс. автомобилей в год, к 2016 году планируется довести до 120 тыс. авто в год. Пока строится завод, на производственной площадке завода «Автогидроусилитель» планируется организовать CKD-сборку 10 тыс. автомобилей Geely в год.
Geely собирается через Белоруссию войти на российский рынок. Белорусский рынок по сравнению с российским является совсем крохотным. В 2011 году в Белоруссии было продано всего около 17 тыс. иномарок, тогда как в России – 2,6 млн машин. Поэтому главная цель нового производства – это экспорт китайских машин в Россию. Российские власти, которые ранее не пустили китайских автопрозводителей на свой рынок, вряд ли обрадуются такой ситуации.
Ранее посол России в Белоруссии Александр Суриков уже говорил, что Россия будет выступать против китайской сборки легковых автомобилей в Белоруссии, поскольку видит в этом угрозу для своего рынка. В Минпромторге также указывали, что страны – члены Таможенного союза должны синхронизировать свои правила предоставления льгот. В частности, они должны налаживать автомобильное производство в соответствии с российскими условиями промышленной сборки.
Согласно правилам промсборки, автопроизводитель в течение восьми лет может ввозить автокомпоненты без пошлины, однако взамен обязуется построить новые или модернизировать старые мощности не менее чем на 300 тыс. автомобилей в год, локализовать производство двигателей и трансмиссий, штамповку кузовных деталей, инженерный центр.
Из-за того, что Белоруссия разрешает строительство автозавода Geely, может разгореться новый скандал с Россией. «Это очередной будущий конфликт, наподобие того, что сейчас происходит в сфере воздушного сообщения между Минском и Москвой», – говорит газете ВЗГЛЯД замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев.
«Объективно говоря, нам будет сложно препятствовать этому строительству, потому что суверенная страна может делать все, что захочет. Однако условия, прописанные в рамках Таможенного союза, подразумевают некоторую синхронизацию позиций друг друга. Россия все же может повлиять на Белоруссию в рамках единого экономического пространства, где действия должны координироваться каждой из сторон», – говорит Андрей Суздальцев.
«Понятно, что Белоруссия строит этот завод не в расчете на свой автомобильный рынок, который очень мал, а для экспорта китайских автомобилей в Россию. Это, конечно, негативный момент для АвтоВАЗа и иностранных компаний, создавших автозаводы в России. Белорусское руководство, видимо, надеется на то, что Россия в очередной раз закроет глаза. Но мне кажется, что российское правительство через ЕврАзЭС жестко отреагирует на это», – добавляет эксперт.
Позиция России в отношении китайского автопрома была обозначена еще несколько лет назад, и в достаточно жесткой форме. В 2007 году калининградский «Автотор» начал собирать на своих мощностях китайские автомобили Chery Amulet. Предприятие располагалось в особой экономической зоне, поэтому автозавод имел налоговые и таможенные льготы. Благодаря этому тот же Chery смог вывести на российский рынок модель Amulet по очень привлекательной цене.
Эти машины стали продаваться как пирожки. Из-за своей низкой цены они стали перетягивать на себя традиционных клиентов АвтоВАЗа. Да и иностранные автоконцерны, которые стали в это время вкладывать большие инвестиции в местные заводы, тоже были не рады такому сильному конкуренту. В итоге под давлением автомобильного лобби, которое обратилось к высшим руководителям страны с обвинением в дискриминации со стороны «Автотора», производство Chery в Калининграде прикрыли.
Планы по строительству завода в России на 50 тыс. автомобилей в год строила и китайская Great Wall. Однако промсоглашение с этой компанией Минпромторг подписывать не стал. В этой ситуации власти не только защищали АвтоВАЗ и не хотели пускать в Россию китайские машины невысокого качества, а в целом высказывали недоверие к тому, что китайцы выполнят заявленные в своих проектах инвестиции.
При промсоглашении надо серьезно увеличивать уровень локализации производства, чтобы шла не просто отверточная сборка, а сборка машин со сваркой и окраской, и следом за автозаводами появлялись производители автокомплектующих. При импорте же китайские автомобили менее опасны, так как из-за высоких таможенных пошлин они теряют свою главную конкурентоспособность – низкую цену.
Geely создана в 1986 году, ее штаб-квартира находится в Ханчжоу (Китай). Она является самой крупной частной корпорацией в автомобильной отрасли Китая. Американская Ford в 2010 году продала Geely свое шведское подразделение Volvo Car и связанные с ним активы за 1,8 млрд долларов.
В России Geely сумела наладить лишь небольшое отверточное производство на заводе «Дервейс» в Ингушетии. При этом продажи компании невелики. По итогам первого квартала этого года было продано всего около 3 тыс. автомобилей Geely в России. Хотя продажи показывают рост в 330% в марте.