Мировое потребление алмазов к 2020 году вырастет более чем на 60% – до 26,1 млрд долларов в год – по сравнению с 2011 годом (15,6 млрд долларов). Такой рост будет возможен благодаря резкому росту спроса со стороны растущего среднего класса Китая и Индии, говорится в отчете «Мировая алмазная промышленность в 2012 году», опубликованном ведущей международной консалтинговой фирмой Bain & Company (отчет подготовлен в сотрудничестве с Antwerp World Diamond Centre).
США традиционно является крупнейшим рынком потребления алмазов, так как среди американцев существует традиция дарить на помолвку кольца с бриллиантами
Причем мировой спрос на бриллианты будет расти быстрее предложения, что означает благоприятный прогноз цен и хорошие перспективы для отрасли в целом, говорится в отчете.
Мировая добыча алмазов к 2020 году прогнозируется на уровне 157 млн карат в год, что на 26,6% больше, чем в 2011 году.
Уже к 2020 году совокупное потребление алмазов в Китае и Индии составит 36% (сейчас 25%) от общемирового, превысив потребление в США.
Сейчас США является крупнейшим в мире рынком изделий с бриллиантами. Его выручка в 2011 году составила 27 млрд долларов, что более чем в три раза превышает выручку второго по величине рынка – Китая, или третьего по величине рынка – Индии, и в два раза превышает выручку американского рынка мобильных телефонов.
Китай быстро превратился во второй по величине рынок изделий с бриллиантами в мире с годовым объемом продаж в 9 млрд долларов. Индия, где расположены первые в мире алмазные копи и которая стала центром по огранке и шлифовке драгоценных камней, является третьим по величине рынком бриллиантов в мире. Годовая выручка этого рынка приближается к 8,5 млрд долларов и растет быстрыми темпами.
По итогам 2011 года мировая добыча и продажа алмазов в стоимостном выражении составила 15 млрд долларов, рынок бриллиантов оценивается в 24 млрд долларов, а ювелирных изделий с бриллиантами – в 71 млрд долларов.
Обычаи и вкусы
Однако крупным игрокам надо понимать, «как меняются факторы, определяющие распределение богатства в мире, а также обычаи и вкусы потребителей», – говорит один из авторов отчета, партнер Bain & Company Юрий Спекторов.
США традиционно является крупнейшим рынком потребления алмазов, так как среди американцев существует традиция дарить на помолвку кольца с бриллиантами. Однако финансовый кризис 2008–2009 годов привел к снижению продажи ювелирных изделий с бриллиантами в 2009 году на 18% по сравнению с 2008 годом. Сейчас рынок несколько оживился, однако выручка в 2012 году лишь немного превышает уровень 2000 года.
Популярность помолвочных колец с бриллиантами среди более молодых потребителей в США немного снижается. «Неясно, носит ли это явление временный характер, или это – долгосрочная тенденция, но более молодые женщины склонны все больше отдавать предпочтение другим люксовым товарам, в особенности бытовой электронике», – говорится в отчете.
В Китае же и Индии наблюдается обратная тенденция – резкий спрос на украшения с бриллиантами. В Китае это происходит по причине роста благосостояния и широкой популярности западной культуры, а также быстрого увеличения численности среднего класса. Так, в Китае очень быстро распространяется обычай дарить при помолвке кольцо с бриллиантом, которое ассоциируется с «высоким статусом». Важным фактором роста рынка стали также более низкие налоги и тарифы.
В Китае примерно 90% состоятельных домохозяйств (с годовым доходом 15 тыс. долларов и более) владеют как минимум одним ювелирным изделием с бриллиантами, а большинство владеет несколькими бриллиантами, говорится в исследовании.
Однако население с более низкими доходами, которое составляет половину от общей численности населения Китая (1,34 млрд человек), значительно реже покупает украшения с бриллиантами. Как минимум одним бриллиантом владеет примерно 20% домохозяйств в Китае с доходом менее 5 тыс. долларов в год. Здесь имеется потенциал для роста спроса. Иностранным именитым продавцам типа Tiffany, Cartier и Bulgari приходится тратить от 5% и более от годовых продаж в Китае, чтобы обеспечить узнаваемость своего бренда.
В Индии бриллианты занимают второе место по темпам роста среди дискреционных покупок, уступая только мобильным телефонам. И это также связано с широким распространением западных традиций. Многие жители Индии уже начали отмечать такие западные праздники, как Рождество и День святого Валентина, и дарение колец с бриллиантами при помолвке также уже стало обычаем.
Примерно 90% состоятельных женщин Индии владеют бриллиантами. При этом большинство из них получили свой первый бриллиант на свадьбу, при помолвке, на день рождения или на какую-то годовщину. Интересно, что в Индии целых 300 тыс. ювелирных магазинов, что в семь раз больше, чем в США, и в шесть раз больше, чем в Китае.
В России нет традиции
Российское население как потребитель не является серьезным игроком на бриллиантовом мировом рынке. «Доля России в потреблении бриллиантов совсем незначительна – порядка 1% в мировом объеме. Экспортная составляющая наших крупных гранильных компаний, таких как «Кристалл» в Смоленске, Royal Diamonds в Москве или «ЭПЛ Даймонд» в Якутске, составляет свыше 90%. Практически все качественные бриллианты, которые производятся в России, продаются за рубежом», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт отраслевого агентства Rough & Polished Сергей Горяинов.
Чтобы население покупало бриллианты, его нужно в этом направлении подталкивать
При этом Россия является значительным игроком на мировом рынке алмазного сырья. «Россия делит первое–второе место с Ботсваной по объемам добычи алмазного сырья в мире», – говорит Горяинов.
«По объему добычи природных алмазов Россия входит в группу лидеров наряду с Анголой, Ботсваной, Канадой и ЮАР. Наши позиции прочны уже не одно десятилетие, и в ближайшие годы вряд ли что-то будет в состоянии помешать России оставаться в числе лидеров мировой алмазной индустрии», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Так, российская «Алроса» – мировой лидер по добыче алмазного сырья в каратах. Ежегодно компания добывает около 34,5 млн карат, говорит газете ВЗГЛЯД представитель компании Евгения Козенко. Причем компания располагает запасами и ресурсами в около 970 млн карат, то есть при поддержании текущего уровня добычи «Алроса» обеспечена минерально-сырьевой базой на 25–30 лет вперед.
При этом на внутренний рынок компания поставляет лишь около 25% алмазов, которые покупают в первую очередь крупные гранильные предприятия – производители бриллиантов. Остальное компания реализует на экспорт. Так, в 2011 году крупнейшими покупателями алмазного сырья компании стали Бельгия (около 48% всего объема добычи), Индия (12,4%), Израиль (7,2%) и Гонконг (2,1%).
«Россию можно рассматривать как серьезного игрока на рынке гранильной промышленности со своей историей и традицией. Но эта промышленность работает в основном на экспорт», – добавляет Гориянов.
«Так, «Алроса» поставляет алмазное сырье, к примеру, на «Кристалл», который является крупнейшим российским производителем бриллиантов. На заводе сырье превращается в бриллианты-кристаллы, их поставляют крупным зарубежным дилерам, которые связаны с известными ювелирными брендами. Эти бриллианты-кристаллы потом продаются в изделиях Cartier, Tiffany и т. д., но не в составе российских брендов. В России нет известных собственных брендов. Например, есть бренд Бронницкий ювелирный завод, но это не мировой бренд», – объясняет Горяинов.
По его мнению, перспективы развития потребления бриллиантовых изделий в России незначительные. «Все-таки пока в России бедноватое население, и с США не сравнится. Хотя средний уровень зарплат в нас будет повыше, чем в Индии и Китае. Но главное – в России нет традиции потребления бриллиантов, и ее никто не воспитывает. Для того, чтобы население покупало бриллианты, его нужно в этом направлении подталкивать, учить. Надо проводить масштабные маркетинговые акции, как это было в Японии в 60-х годах», – объясняет Горяинов.
По его словам, в традиционных украшениях в Японии тогда тоже не было принято использовать бриллианты. Однако когда страна достигла высокого уровня жизни, компания De Beers потратила сотни миллионов долларов на массированные рекламные кампании в Японии. «В конце концов за счет правильного маркетинга японский рынок был раскручен и стал вторым после американского по потреблению украшений с бриллиантами», – резюмирует Гориянов.
«В России серьезным маркетингом бриллиантов никто не занимается. В метро иногда размещается реклама продажи бриллиантов со скидкой 50%, но это скорее комическая реклама, так как в метро ездят те, кто мало интересуется бриллиантами», – добавляет эксперт. Сейчас в Китае, в отличие от России, идет масштабная маркетинговая кампания по продвижению бриллиантов, добавляет он.
«Для продвижения бриллиантовых изделий также важно понятие бренда. Бриллиант неотделим от бренда. Это вопрос доверия, престижа. В России нет известных ювелирных брендов. Россиянин, состояние которого позволяет покупать украшения с бриллиантами, купит скорее брендированное изделие в Париже», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«Покупке украшений с бриллиантами в России в определенной степени препятствует и бедность наших граждан, и непростая криминальная обстановка, и отношение общества к богатым. Но главное, что наш образ жизни таков, что бриллианты особо некуда надеть. У нас не развита культура выходов в свет, погода также особо не располагает к круглогодичному ношению бриллиантов», – считает Дмитрии Баранов.