Facebook* временно сделала платной отправку сообщений людям не из списка друзей, она обойдется пользователям в один доллар. Таким образом крупнейшая в мире социальная сеть пытается найти новые способы заработать.
Введение платы за отправку сообщений может быть одним из наиболее эффективных способов, позволяющих избежать нежелательных сообщений
Предварительно оплаченные сообщения от неизвестных пользователей будут направляться не в папку «другое», как это происходит сейчас, а в основную папку «входящие». То есть можно будет, например, отсылать сообщения спикерам или участникам мероприятий.
«Ряд исследований показал, что введение платы за отправку сообщений может быть одним из наиболее эффективных способов, позволяющих избежать нежелательных сообщений и оптимизировать доставку релевантных и полезных сообщений», – отметили представители Facebook в своем неофициальном блоге.
Как пишет The Wall Street Journal, только индивидуальным пользователям – физическим лицам будет позволено отправлять сообщения, используя эту функцию. Таким брендам, как Coca-Cola, не будет разрешена массовая рассылка сообщений. В неделю пользователь может получить не более одного сообщения от незнакомого ему человека.
«Маленький эксперимент», в котором примет участие небольшое число пользователей в США, направлен на разрешение ситуаций, когда ни настройки, установленные пользователем, ни системы антиспама не действуют, поясняют представители Facebook.
Сейчас, напомним, пользователи Facebook могут самостоятельно настраивать список отправителей сообщений. Если человек установил ограничения, то сообщения от друзей попадают в папку «входящие», а от нежелательных пользователей или тех, с кем человек не знаком в социальной сети, – в папку «другое».
Аналогичную платную систему отправки сообщений использует другая социальная сеть LinkedIn, которая позволяет компаниям присылать сообщения с информацией о своих продуктах только за деньги.
Для Facebook это уже не первая попытка монетизации сервиса. Ранее компания запустила возможность платного продвижения сообщений пользователей. За 7 долларов они смогли размещать записи в ленте новостей на более выгодных позициях.
Социальная сеть, число уникальных пользователей которой достигло миллиарда, также предлагает несколько рекламных проектов и коммерческих инициатив для повышения доверия инвесторов.После IPO в мае 2012 года при цене акций в 38 долларов стоимость ценных бумаг постепенно снизилась до 20 долларов. За три последних месяца, однако, ситуация начала улучшаться – акции подорожали на 20%, на момент закрытия торгов в четверг они стоили 27,36 доллара.
Аналитику «Инвесткафе» Илье Раченкову новый эксперимент Facebook нравится. «Компания идет в абсолютно верном направлении. Есть два источника дохода для социальной сети: это реклама и различные дополнительные услуги (VAS)», – говорит он.
Рекламу Facebook размещает давно и активно, и здесь развитие может включать лишь изменение интерфейса, чтобы добавить или убрать то или иное объявление, совершенствование таргетинга рекламы и т.п. А что касается VAS, то это могут быть платные сообщения, платные настройки приватности и преодоления степени приватности того или иного пользователя, возможно, плата за «подгрузку» медиафайлов, повышение рейтинга фотографий, платежные услуги, отправка платных сообщений на мобильные номера, рассуждает аналитик.
Вариантов здесь может быть масса. «Однако, естественно, пользователям не нравится чрезмерная монетизация, и если это будет происходить, то пользователи просто уйдут на альтернативные ресурсы – они найдутся в любом случае», – замечает Илья Раченков. Именно поэтому Facebook сначала тестирует те или иные возможности, оценивает спрос и то, как это влияет на посещаемость, и лишь потом принимает окончательное решение. «Это абсолютно верный план действий», – резюмирует аналитик.
В свою очередь ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Михаил Крылов замечает, что отправка сообщений незнакомым людям не поощряется. «Участники сети, озабоченные настойками приватности, стараются запретить сообщения от незнакомцев. Едва ли кто-то будет покупать функцию, изначально ограниченную с точки зрения маркетинга», – считает он. По словам эксперта, не секрет, что потенциальные крупные клиенты редко заинтересованы в маркетинговых сообщениях.
«Введение платы за сообщения незнакомцам носит запретительный характер. Достойно коммерциализировать Facebook можно будет тогда, когда он начнёт состязаться со Skype. Но интрига в том, что у Skype бесплатные сообщения для участников сети, поэтому Facebook сможет конкурировать только в звонках и сообщениях на телефоны», – поясняет Михаил Крылов.
Попытки Facеbook заработать именно на дополнительных услугах легко объяснимы. Компании Марка Цукерберга становится все сложнее убеждать рекламодателей в эффективности продвижения продукции в крупнейшей социальной сети. Например, в мае стало известно, что некоторые американские компании уже собираются отказаться от рекламы в Facebook.
Одним из первых от рекламы на сайте решил отказаться автопроизводитель General Motors. Маркетологи автокомпании посчитали, что платная реклама на площадке соцсети оказывает слабое влияние на продажи автомобилей. В GM заявили, что будут размещать рекламу на Facebook только на тех страницах, где не надо платить взносы.
GM, третий по величине рекламодатель в США, тратит около 40 млн долларов на свое присутствие в Facebook, но лишь около 10 млн долларов из этих денег идут на рекламу. Остальное уходит на создание контента, оплату труда маркетологов и поддержку facebook-страниц бренда. Отказ автопроизводителя от рекламы на Facebook может стать заметной трещиной в стратегии развития соцсети.
О своей неуверенности в том, что Facebook – лучшая площадка для продвижения брендов, сообщают и другие американские компании из различных секторов – от потребительской электроники до финансовых услуг, сообщает WSJ.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ