Мобильные Телесистемы (МТС) в пятницу не начнут продавать в своей розничной сети новую модель телефонов Apple – iPhone 5, так как компании не смогли договориться об условиях нового контракта, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ходом переговоров.
Оператора не устроили требование по созданию специального рекламного фонда для продвижения iPhone и обязанность ретейлера по компенсации брака
По его словам, оператора не устроили маркетинговые условия, предложенные Apple, в частности, требование по созданию специального рекламного фонда для продвижения iPhone и обязанность ретейлера по компенсации брака.
«Переговоры зашли в тупик», – охарактеризовал собеседник текущую ситуацию, добавив при этом, что переговоры продолжатся.
В пресс-службе МТС газете ВЗГЛЯД отказались комментировать переговоры с Apple. В настоящее время МТС продолжают реализовывать в своей сети предыдущие модели iPhone, поставленные в период продления старого контракта.
Альтернативным вариантом, который обсуждался между МТС и Apple, было заключение нового контракта на условиях старого – фиксация обязательств розничной сети МТС по реализации 1 млн устройств Apple. Этот вариант оператора также не устроил, отметил источник.
Предыдущий договор, подписанный в 2008 году сроком на три года и предполагавший продажу в сети МТС 1,5 млн iPhone, оператору не удалось выполнить. Вице-президент МТС по маркетингу Василий Лацанич называл этот контракт не отражающим рыночных реалий.
Apple лишается уже второго своего дистрибьютора в России. Мобильный оператор «Мегафон» еще в 2009 году прекратил реализацию контракта с Apple в связи с невозможностью его исполнения (по объемам продаж) и начал переговоры о смягчении условий, которые пока также не привели ни к какому результату. Но в «Мегафон-Ритейле» говорят, что сейчас идут переговоры с Apple об условиях нового контракта.
Те же проблемы
С аналогичной проблемой столкнулся и другой партнер Apple – «Вымпелком» (Билайн). Оператор подписал контракт также в 2008 году, обязавшись за два года закупить и реализовать на рынке 1,5 млн iPhone. Но выполнить это соглашение «Вымпелкому» не удалось.
#{image=661311}Однако «Вымплеком» оказался более сговорчивым и в марте 2011 года договорился с Apple о продлении контракта до 31 марта 2013 года, обязавшись в этот период приобрести 958,54 тыс. смартфонов, оставшихся не выкупленными по первоначальному контракту. Таким образом, «Вымпелком» согласился на тот вариант контракта, от которого, по неофициальным данным, МТС пока отказываются.
В пресс-службе оператора газете ВЗГЛЯД сообщили, что компания готова начать продажу iPhone 5 в пятницу, 14 декабря, вместе со стартом российских продаж новой модели Apple.
Таким образом, из тройки крупнейших российских сотовых операторов «Вымпелком» остается единственным дистрибьютором iPhone в России (сотрудничает с «Евросетью»). Вторым каналом продаж новой модели Apple станет компания «Связной», которая в ноябре подписала контракт. По неофициальной информации, «Вымпелком» закупил около 80 тыс. iPhone 5, а «Связной» – еще 20 тыс. телефонов.
Как сообщалось, американская Apple начнет продажи новой модели своего смартфона iPhone 5 в России 14 декабря. В настоящее время iPhone 5 продается в 47 странах мира, включая США, Австралию, Канаду, Францию, Германию, Гонконг, Японию, Великобританию и др.
Неадекватная цена
Одна из причин разлада между российскими сотовыми операторами и Apple в том, что они не выполняют законтрактованные объемы продаж продукции американской компании. Продавать же больше смартфонов им мешают высокие цены на iPhone.
Летом этого года МТС открыто высказали недовольство стоимостью телефонов Apple, которая начинается от 1000 долларов, тогда как продукцию конкурентов можно покупать за 120 долларов. Если розничная цена на новые аппараты Apple для США составляет 199 долларов (для модели с памятью на 16 Гб), 299 долларов (32 Гб) и 399 долларов (64 Гб), то для россиян цена на iPhone 5 начинается от 29,99 тыс. рублей, указывают в своем исследовании аналитики проекта Hi-Tech Mail.Ru со ссылкой на данные крупных ретейлеров.
Apple могла бы получить большую долю рынка в России, сократив цену на iPhone или помогая продавцам субсидиями, отмечал ранее вице-президент МТС по стратегии и корпоративному развитию Майкл Хеккер.
Отраслевые эксперты соглашаются, что Apple продает в России официально меньше, чем могла бы, если бы цена стала более адекватной. «Договор компании Apple достаточно жесткий, не учитывает никакой российской специфики. Тогда как в России на сером рынке продукция Apple появляется быстрее и по более низким ценам, а официальные продажи начинаются значительно позже и по высоким ценам», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик Mobile research group Эльдар Муртазин.
«Позиция Apple в переговорах всегда жесткая. «Мегафон» – первая российская компания, которая отказала Apple. Для Apple было шоком, что в мире есть оператор, который может сказать нет. В мире только две компании – российский Мегафон и китайский оператор China Mobile, которые не подписали контракт, так как Apple не захотела менять его условия. Они решили, что ничего от этого не потеряют», – напоминает эксперт.
Apple много на себя берет
«МТС идут теми же стопами по одной простой причине – те условия, которые навязывает Apple, не выгодны бизнесу. Наверно, модно и престижно иметь на полке iPhone, но не в ситуации, когда они появляются поздно и стоят дорого», – отмечает Муртазин.
#{image=663367}«Для мобильных операторов невыгоден маркетинговый план, навязываемый Apple (это и объемы продаж, и обязательные вложения в рекламу). Кроме того, по стандартному договору компания обязана безвозмездно передавать Apple все свои патенты и позволять ими пользоваться. Патентные портфели сотовых операторов включают как технологические инновации, так и те или иные услуги. Например, может быть патент на технологии передачи данных в сети, патент на терминал по продаже услуг и т.д. Просто так передавать их третьей компании за здорово живешь? Apple много на себя берет», – считает Муртазин.
По его словам, у «Мегафона» этот пункт договора по патентам как раз был одним из главных камней преткновения, и, как показала практика, «Мегафон» от этого ничего не потерял. «Наверно, МТС занимают такую же неуступчивую позицию, потому что понимают, что ничего не потеряют», – добавляет отраслевой эксперт.
«Вымпелкому» единственному из трех сотовых операторов удается найти общий язык с Apple. «Вымпелком» – это самый слабый из трех операторов по передаче данных с фактически отсутствующей 3G-сетью в городах, где iPhone наиболее востребован (это Москва и Санкт-Петербург). Видимо, он договаривается с Apple по остаточному принципу – у других нет продукции компании, а у нас будет, но никаких дивидендов это оператору не принесет», – считает Муртазин.
«Я думаю, что сейчас Apple проиграла в борьбе с российскими мобильными операторами. Операторы все равно получат абонентов, которые будут пользоваться устройствами Apple. Между тем Apple всегда хотела, чтобы под их устройства создавались какие-то особые тарифные планы и прочее. Однако сотовые операторы не хотят этого делать», – считает эксперт.
Хотя он не исключает, что ситуация может в будущем несколько измениться, потому что Apple всерьез занялась российским рынком и «по другим продуктам мы видим, что цены, особенно на ноутбуки, становятся адекватными».
МТС и «Мегафону» невыгодно сотрудничать с Apple, но и американская компания не сильно заинтересована в их партнерстве с точки зрения реализации своей продукции. «Тот же «Связной» или «Евросеть» способны покрыть весь спрос на официальные iPhone: кому надо, они придут и купят у ретейлеров», – говорит Муртазин.
Сотовые ретейлеры обычно подписывают контракты с Apple. «Простым розничным продавцам договариваться с Apple значительно проще, так как у сотовых ретейлеров нет никаких патентов и они ничего не теряют на этом. Плюс с них не требуют рекламных бюджетов, затрат на продвижение и т.д.», – объясняет Эльдар Муртазин. Предпосылок же к тому, что МТС и «Мегафон» договорятся с Apple, пока не видно, резюмирует он.