«Я не буду плакать при завершении работы государственных корпораций. Они лишь инструмент, юридическая оболочка, причем юридическая оболочка, которая в других странах не используется», – сказал премьер-министр России Дмитрий Медведев в интервью газете «Коммерсант».
#{smallinfographicleft=321849}При этом он отметил, что судьба каждой госкорпорации будет различна. К примеру, Роснано уже стала акционерным обществом. «Олимпстрой» закончит свое существование сразу после Олимпиады в Сочи, то есть как только выполнит поставленные задачи.
То же самое можно сказать о Фонде ЖКХ. Но, как уточнил председатель правительства, с ним дело обстоит сложнее. «У нее уж очень большая задача, много накопившихся проблем с коммуналкой, с ситуацией вокруг ветхого жилья и капремонтов, поэтому мы продлеваем срок ее деятельности. Но рано или поздно она свою деятельность закончит и будет ликвидирована», – сказал Медведев.
Госкорпорации, напомним, стали появляться в России в середине 2000-х годов, в основном в 2007 году. Было образовано семь госкорпораций: «Агентство по страхованию вкладов», «Внешэкономбанк», «Ростехнологии», «Роснано», «Росатом», «Олимпстрой», «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно закону «О некоммерческих организациях», государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Очень скоро госкорпорации стали подвергаться критике, особенно в отношении того, что контроль над их деятельностью фактически отсутствует. Сам Дмитрий Медведев 12 ноября 2009 года в своем послании парламенту заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. По мнению Медведева, госкорпорации, «которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».
Пока только одна госкорпорация прошла полную реорганизацию и утратила свой статус – «Роснано». В прошлом году эта госкорпорация была преобразована в открытое акционерное общество. Общество является преемником госкорпорации по всем правам и обязанностям, 100% его акций закреплено в государственной собственности.
Кроме того, в соответствии с законом о Фонде ЖКХ от 21 июля 2007 года, эта госкорпорация должна была закончить свое существование 1 января 2012 года. Однако в то время президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин заявляли, что фонд успешно работает и нет никаких оснований его закрывать. В декабре 2010 года в закон были внесены поправки, продляющие срок работы фонда на год – до 1 января 2013 года. Теперь ожидается, что работа фонда будет продлена еще на три года – до 1 января 2016 года.
Медведев в своем интервью также обратил внимание, что есть особые госкорпорации. Он привел в пример Росатом. По его словам, эта госкорпорация «не является просто коммерческой структурой, ее деятельность направлена не только на развитие бизнеса или решение социальной задачи».
«Эта структура соединяет в себе и хозяйственные, и управленческие функции: там есть часть задач министерства, часть задач коммерческой компании. Такова специфика ядерной энергетики и ядерных технологий двойного назначения. Поэтому в качестве госкорпорации она сохранится очень надолго», – подчеркнул глава правительства.
Самой же сложной госкорпорацией он назвал «Ростехнологии», где больше всего имущества и людей. «Здесь для меня больше всего вопросов, хотя я как раз, став президентом, и подписывал указ о ее создании», – сказал Медведев.
Эта структура соединяет в себе и хозяйственные, и управленческие функции: там есть часть задач министерства, часть задач коммерческой компании
18 мая 2012 года гендиректор Ростехнологий Сергей Чемезов заявил, что планирует завершить акционирование входящих в госкорпорацию компаний к концу 2012 года – началу 2013-го, передает ПРАЙМ. Правда, закон об этой госкорпорации не определяет срок ее ликвидации. На прошлой неделе Чемезов в интервью Financial Times говорил, что большинство компаний, вошедших в состав Ростехнологий, были либо банкротами, либо находились на грани банкротства. Предполагается, что после завершения консолидации 660 активов в 17 холдинговых компаний, входящих в состав госкорпорации, доли в них будут предложены заинтересованным инвесторам. Сделать это предполагается путем первичного публичного размещения (IPO) ценных бумаг и стратегических сделок с зарубежными партнерами по продаже пакетов акций.
Эксперты отмечают, что разные госкорпорации показали разную эффективность, поэтому сложно говорить о целесообразности их создания в целом. «Есть пример госкорпорации «Ростехнологии», с которой все-таки не удалось добиться каких-то значимых успехов, – отмечает заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. – Есть пример госкорпораций типа ВЭБа и «Росатома», которые изначально были сориентированы на нескольких направлениях деятельности. На их примере можно говорить, что они не менее эффективны, чем коммерческие компании, конкурирующие с ними. В случае с Росатомом я имею в виду зарубежных его конкурентов, а в с ВЭБом – отечественных наших игроков».
По его словам, если бы государство в отношении атомной промышленности пошло по пути деконсолидации отрасли – ее разделения и выделения каких-то функций, например, военных, в отдельную компанию с дальнейшей ее приватизацией – то, как показывает пример многих других отраслей, это привело бы к общему снижению эффективности. Поэтому форма госкорпорации для Росатома была выбрана не случайно.
«Идти на приватизацию или изменение организационной формы стоит в том случае, если что-то идет не так на протяжении достаточно длительного времени. Так как Росатом показывает очень хорошие результаты сейчас и на протяжении последних нескольких лет, то отказываться от этого и пытаться что-то менять в плане формы было бы неправильно», – сказал Сергей Кондратьев.
Ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Леонид Матвеев вообще считает идею госкорпораций здравой. «Нам давно стоит строить модель национального капитализма, а не тупо следовать либеральным западным доктринам. Конечно, корпорации, которые выполнят свою задачу, должны будут уйти. Однако там, где этого не будет, мне кажется, они могут функционировать неограниченный период времени. При этом, конечно, наилучший вариант – это публичная компания и, соответственно, выход на IPO», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Госкорпорации были фактически инструментом для поддержки тех отраслей, развитие которых при участии исключительно частного бизнеса было бы слишком медленным либо могли иметь недопустимые для государства последствия, – отмечает в свою очередь аналитик Инвесткафе Илья Раченков. – Это не зло и не добро, это просто инструмент для решения тех или иных задач. Разумеется, наиболее эффективно управляются именно частные компании, поэтому логичной представляется смена госкорпорациями организационно-правовой структуры при достижении определенной стадии развития».
Надо отметить, что о создании госкорпораций время от времени вспоминают чиновники. Так, например, было недавно в случае с Роскосмосом, который считал этот вариант наиболее перспективным. Но, как заявил 26 ноября на совещании у Дмитрия Медведева вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, рабочая группа по реформированию космической отрасли отклонила это предложение.