Экономика

12 ноября 2012, 19:55

Якунин: РЖД будут стоить около 130 млрд долларов

Фото: РИА "Новости"

Президент РЖД Владимир Якунин оценил свою компанию в 36 млрд долларов. Уже сейчас она четвертая по капитализации компания в России после Газпрома, Роснефти и Сбербанка. Но через четыре–пять лет стоимость РЖД вырастет в 2,5–3,5 раза, уверяет Якунин и предлагает подождать с приватизацией монополии. Однако есть и причины для сомнений в таком оптимизме.

По оценке Владимира Якунина, «на сегодняшнем падающем рынке продажа 25% акций могла бы принести, по нашим расчетом, около 280 млрд рублей». Это, по его словам, соответствует лишь половине инвестиционной годовой программы РЖД.

Цена РЖД будет колебаться в зависимости от того факта, будут ли приватизированы локомотивы или нет

Таким образом, нынешняя оценка РЖД составляет 1,12 трлн рублей, или порядка 36 млрд долларов. Однако через четыре–пять лет РЖД будут стоить значительно дороже – 89–129 млрд долларов (2,8–4 трлн рублей по текущему курсу), считает Якунин. «Наиболее справедливая стоимость приватизируемого пакета может быть определена в случае приватизации РЖД через проведение IPO, что займет четыре–пять лет с учетом необходимых преобразований», – добавил глава РЖД, передает БИЗНЕС-ТАСС.

Таким образом, Владимир Якунин намекает на то, что с приватизацией РЖД надо подождать еще четыре–пять лет. На данный момент есть решение о приватизации пятипроцентного пакета акций РЖД, подтвердил он. Но вопрос о конкретных параметрах модели приватизации, о том, «по какому пути мы должны пойти», по его словам, пока окончательно не решен.

Согласно утвержденному этим летом правительством плану приватизации, государство собиралось приватизировать 25% минус одна акция РЖД уже в 2013 году. Однако Владимир Якунин это не одобрил и заявил, что необходимо приватизировать компанию лишь после 2015 года и продавать сначала не больше 5–10% акций компании.

Правительство, судя по всему, прислушивается к Якунину. Так, в середине октября премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что прогнозный план приватизации может быть пересмотрен. А в конце октября министр экономики Андрей Белоусов заявил, что частным инвесторам продадут не более 5% акций РЖД, правда, все-таки в 2013 году. Однако буквально на прошлой неделе замминистра транспорта Алексей Цыденов заявил, что в следующем году IPO РЖД не будет из-за неготовности компании. Позже 5% акций могут быть проданы государственному ВЭБ или другому фонду, считает он.

Уникальная компания

По своей капитализации, оцениваемой Якуниным сейчас в 36 млрд долларов, РЖД сравнимы с крупнейшими нефтегазовыми монополиями в России.

«Сопоставимыми размерами среди российских частных компаний обладают лишь Газпром с капитализацией 109 млрд долларов и Роснефть – 81 млрд долларов», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов. На третьем месте Сбербанк с капитализацией в 57 млрд долларов. РЖД с оценкой в 36 млрд долларов на четвертом месте среди крупнейших по капитализации компаний в России. Остальные стоят заметно меньше.

Сейчас РЖД в полтора раза дешевле нефтяной компании ТНК-BP, которую покупает Роснефть за 61 млрд долларов. Однако через четыре–пять лет РЖД могут стать вдвое дороже ТНК-BP.

Газпром стоит в три раза дороже, чем РЖД, однако через четыре–пять лет железнодорожная монополия может «переплюнуть» газовую. То же самое касается и Роснефти, которая стоит сейчас более чем в два раза дороже РЖД. Впрочем, капитализация Роснефти после покупки ТНК-BP тоже существенно вырастет.

РЖД неплохо выглядят и на фоне крупнейших публичных иностранных железнодорожных компаний по уровню капитализации. По данным аналитика ИК «Атон» Никиты Мельникова, дороже стоит сейчас только американская компания Union Pacific Corp с капитализацией в 56,6 млрд долларов. Стоимость РЖД сопоставима с ценой канадской компании Canadian NATL Railway, которая оценивается в 37,3 млрд долларов.

Остальные публичные железнодорожные фирмы имеют куда более скромную капитализацию. Так, американская Norfolk Southern (18,3 млрд долларов), Canadian Pacific Railway (15,6 млрд долларов) и китайская Daqin Railway (14,7 млрд долларов) стоят двое дешевле, чем «Российские железные дороги».

Впрочем, сравнивать РЖД с иностранными железнодорожными компаниями не совсем корректно. «В мире нет таких компаний, как РЖД. Те немногие иностранные железнодорожные компании, которые торгуются на рынке, – это скорее аналоги операторов вагонов, вагоны – это их основная деятельность, а РЖД – это оператор локомотивов и владелец всей железнодорожной инфраструктуры, РЖД предоставляют услуги частным операторам вагонов, – поясняет разницу Никита Мельников. – Некоторые иностранные компании тоже владеют инфраструктурой. Например, в США и Канаде есть частные компании, однако они владеют не всей сетью, как РЖД, а лишь небольшими участками железной дороги».

Справедливость оценки

Оценка Якуниным нынешней стоимости РЖД в 1,1 трлн рублей, или 36 млрд долларов вполне резонна, если исходить из предположения, что EBITDA компании в 2012 году будет на уровне прошлого года – порядка 300 млрд рублей, считает Мельников.

Через четыре–пять лет РЖД будут стоить значительно дороже – 89–129 млрд долларов

Однако рост капитализации компании через четыре–пять лет до 86–129 млрд долларов, как прогнозирует Якунин, вызывает недоумение экспертов.

«Непонятно, откуда берется такая высокая оценка компании с точки зрения инвесторов через четыре–пять лет. Почему вдруг инвесторы захотят заплатить высокую премию? Очевидно, что ожидается серьезное увеличение финансовых показателей, но откуда? Только если государство будет повышать тарифы больше, чем планирует сейчас, либо если РЖД вдруг резко сократят расходы, уволив половину своих сотрудников и т. д.», – рассуждает аналитик ИК «Атон».

Кроме того, оценка РЖД через четыре–пять лет непонятна потому, что неизвестно, включает ли она бизнес по оказанию услуг локомотивной тяги или нет. Дело в том, что, согласно программе развития железнодорожной отрасли до 2020 года, предусматривается либерализация рынка локомотивной тяги.

«Сейчас вагоны уже частные, и предполагалось, что дальше РЖД отдадут в частные руки локомотивы и будут владеть только инфраструктурой: рельсами, вокзалами и т. д. Но Якунин сопротивляется такому развитию ситуации. Основной резон в том, что это явное сокращение выручки и базы активов компании. Как и любому менеджеру, Якунину не хочется терять денежные потоки. Поэтому он называет совершенно разные причины, чтобы ход реформы затормозить», – поясняет аналитик ИК «Атон».

Поэтому цена РЖД будет колебаться в зависимости от того факта, будут ли приватизированы локомотивы или нет, добавляет он. Сейчас выручка грузовых перевозок РЖД складывается из трех основных показателей: от предоставления вагонов (которых еще немного осталось), от платы за пользование путями и за услуги локомотивной тяги.

«Оценка Якуниным нынешней стоимости РЖД, судя по всему, включает доходы от локомотивов, которые сейчас получают РЖД. Но если считать, что РЖД через несколько лет расстанутся с локомотивной тягой полностью, что следует из стратегии, а локомотивы приносят как минимум 30% выручки компании, тогда стоимость компании должна уменьшиться», – считает Никита Мельников. «А если предположить, что программа развития отрасли уже не соблюдается, то надо об этом публично сказать», – добавляет он.

«Успешный пример приватизации одного подразделения РЖД уже есть: в 2007 году Трансконтейнер выделили из РЖД, в течение трех лет из компании сделали более-менее «конфетку». Это, конечно, маленькая компания с капитализацией 1,5–2 млрд долларов. Но технически то же самое можно сделать и с самими РЖД. Никакого другого объяснения, почему это не делается, кроме как предположить нежелание менеджмента приватизировать РЖД, нет», – считает Никита Мельников.

«Проблема в том, что руководство компании не хочет, чтобы сами РЖД были приватизированы. В любой госкомпании менеджмент не хочет отдавать ее под общественный контроль, а уж в таких непрозрачных компаниях, как РЖД, тем более.

Поэтому я думаю, что приватизация РЖД будет длиться еще долго и с большими проблемами. Глава РЖД говорит, что сейчас компания не готова к приватизации, но если к ней не готовиться, то никогда не будет готова. Очевидно, по этому принципу менеджмент РЖД и действует сейчас», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Протестующие в Армении разблокировали дачу Пашиняна
Темы дня

Польшу убедили не срывать российский транзит нефти

Транзит казахстанской нефти через территорию России в ФРГ продлен. Важнейшая для Берлина сделка долгое время пребывала в подвешенном состоянии из-за опасений Польши перечислять оплату за измерения объемов газа Москве. Проблема оказалось решенной и в итоговом варианте расходы за это примет на себя Германия. Почему в Европе создают столь сложные схемы торговли нефтью?

Россия и Узбекистан начнут дружить регионами

Узбекистан станет третьей страной, которую посетит Владимир Путин после инаугурации. Москва и Ташкент активно наращивают сотрудничество как в экономической, так и в социально-гуманитарной сфере. Экспертное сообщество называет республику одним из наиболее перспективных партнеров России в СНГ. В чем это выражается и в каких сферах стоит ожидать наибольшего прогресса?

Фон дер Ляйен призвала ЕС подготовиться к возможной войне

Лавров назвал агонией разговоры о разрешении ВСУ бить по России

Высокоточное оружие США на Украине утратило эффективность из-за российских РЭБ

Новости

Италия заявила об отсутствии у Столтенберга полномочий решать за все НАТО

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг не вправе решать за весь альянс, сказал глава итальянского Минобороны Гуидо Крозетто, комментируя слова генсека о разрешении киевскому режиму бить западным оружием по российской территории.

Медведев: Удар США по силам России на Украине привел бы к мировой войне

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев выразил недоумение по поводу слов главы МИД Польши Радослава Сикорского, допустившего американский удар по российским силам на Украине. Такой шаг приведет к мировой войне, подчеркнул Медведев.

Российские войска освободили Берестовое в Харьковской области

Российские военные взяли под контроль село Берестовое в Харьковской области, а также добились успехов на других направлениях в ходе спецоперации, сообщили в Минобороны.

Ле Пен обошла Макрона в популярности у французов

Крайне правая французская партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен усилила преимущество над коалицией президента страны Эммануэля Макрона «Возрождение» на фоне предстоящих выборов в Европарламент, сообщает Bloomberg.

В России провели уникальную операцию по извлечению натовской пули из сердца

В Центральном военном клиническом госпитале имени А. Вишневского провели уникальную операцию по спасению жизни военнослужащего, раненного в ходе СВО. Хирургам удалось извлечь из его сердца пулю натовского калибра со смещенным центром тяжести, сообщил начальник центра кардиохирургии Александр Лищук.

Россия нарастила закупки бананов из Китая в 19 раз

В первом квартале 2024 года Россия столкнулась со снижением поставок бананов из Эквадора, что подтолкнуло страну к диверсификации импорта. Закупки у Китая выросли в 19 раз, а Индия впервые за долгое время отправила в Россию партию этих фруктов, следует из данных национальных статслужб.

Судно с арматурой для Крыма врезалось в ж/д мост в Ростове-на-Дону

Судно «Зеленга», въехавшее в опору железнодорожного моста в Ростове-на-Дону, шло в Крым, оно везло арматуру, сообщил источник в сфере морских перевозок.

В Орловской области задержали советника губернатора

В Орловской области задержали Сергея Лежнева, советника губернатора региона. В настоящее время он находится в изоляторе временного содержания.

Мантуров: Россия больше не допустит массового ухода западных компаний

Россия не допустит повторения ситуации, когда крупные западные компании в одночасье уходят с рынка, бросая своих клиентов. Об этом заявил первый вице-премьер Денис Мантуров.

Галстанян вызвал Пашиняна на «встречу с народом»

Претендент на пост армянского премьера, глава местного оппозиционного движения и архиепископ Баграт Галстанян заявил, что хочет встретиться с действующим премьером Николом Пашиняном.

Страны Балтии пригрозили ввести войска на Украину в случае прорыва России

Страны Балтии и Польша готовы направить свои войска на Украину, если Россия добьется значительного прогресса на востоке Украины, сообщили СМИ.

Бастрыкин запросил доклад по нападению на участников СВО в Башкирии

В одном из поселков в Республике Башкортостан произошла массовая драка, по данным соцсетей, местные жители вступились за участников СВО, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил доложить о расследовании.
Мнения

Владимир Можегов: Еврейский вопрос раскалывает Америку

Масштабы антиизраильских протестов в США потрясают. 65% американских студентов поддерживают пропалестинские выступления. В Колумбийском университете профессорам-евреям закрывают доступ в кампусы, опасаясь, что их появление «приведет к погромам», а студентам-евреям советуют воздержаться от посещения лекций.

Глеб Простаков: Конфедерация стран Сахеля и новый антиколониализм

Те, кто игнорировал проблемы Африки, а скорее использовал их для собственной выгоды, сегодня вытесняются с континента. А их место занимают страны и союзы, продвигающие антиколониальную, многополярную повестку. Например, Россия.

Тимофей Бордачёв: Швецией движет сочетание агрессии и страха

Шведским политикам и военным приходится выдумывать обоснования своего участия в НАТО. Отсюда и появления экзотических идей вроде необходимости укреплять остров Готланд – для отражения русской угрозы.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?