Экономика

31 октября 2012, 19:32

Программа утилизации самолетов оказалась бессмысленной

Фото: РИА "Новости"

Успех госпрограммы утилизации легковых автомобилей привел Минпромторг к идее о возможности утилизации старых самолетов. В основном эта мера, как заявляется, должна коснуться региональной авиации. Опрошенные газетой ВЗГЛЯД авиакомпании заявили, что они и так уже обновили свой авиапарк. Да и для поддержки отечественного самолетостроения эта мера явно не предназначена.

Минпромторг России может запустить программу утилизации устаревших самолетов и вертолетов, говорится в проекте госпрограммы «Развитие авиационной промышленности», разработанном ведомством.

Сегодня, когда основной парк авиакомпаний – это западные лизинговые самолеты, то есть арендованные, авиаперевозчикам и сдавать-то на утилизацию уже нечего

«Парк ВС (воздушных судов) Российской Федерации характеризуется большим количеством морально и физически устаревших самолетов и вертолетов, прежде всего в сегментах региональных ВС и ВС малой авиации. Успешная практика применения программы утилизации легковых автомобилей может быть применена и в целях обновления парка ВС», – говорится в проекте.

По мнению ведомства, величина субсидии на приобретение нового судна, получаемой за сданное по программе утилизации, должна быть сопоставимой с величиной первоначального взноса по лизингу аналогичного судна, то есть 10% от стоимости нового.

Самое важное: субсидию или утилизационную премию можно использовать исключительно на приобретение новых воздушных судов класса, аналогичного утилизируемым.

Получателем субсидии должен выступать продавец (лизингодатель) судна, заключающий договор на поставку с авиаперевозчиком, участвующим в программе утилизации. Далее авиаперевозчик передает принадлежащее ему судно отобранным на конкурсе компаниям, специализирующимся на утилизации авиатехники, и уже по факту утилизации судна авиаперевозчик получает свидетельство об утилизации, которое он передает продавцу, а последний получает субсидию, говорится в материалах.

Иначе говоря, в отличие от утилизации легковых автомобилей, которую правительство приняло с прямой целью поддержки отечественного производителя АвтоВАЗа, в случае с авиатехникой нет ни слова о российских производителях самолетов.

Одновременно Минпромторг предлагает установить ряд ограничений на участие в программе: в частности, возраст судов должен превышать 15 лет (страна – производитель самолета не имеет значения), воздушные суда должны быть в состоянии летной годности, а финансовое состояние авиаперевозчика должно быть «устойчивым».

Кстати, идея утилизировать старые самолеты принадлежит первоначально вовсе не чиновникам.

С инициативой разработать соответствующую программу еще в 2011 году выступило ОАО «Авиакор – авиационный завод». Свои предложения летом того же года завод направил в Минпромторг и Минэкономразвития. В частности, гендиректор самарского предприятия Алексей Гусев говорил, что утилизация может стать еще одним вариантом обновления парка самолетов наравне с госзаказами.

По его подсчетам, на просторах России эксплуатируется более 200 воздушных судов (в том числе 101 Ан-24, 26 Ан-26, 78 Як-40), которые можно смело назвать «авиахламом».  При этом средний возраст самолетов – 30–35 лет, а степень износа – 92%. В этом смысле, считает Гусев, программа авиаутилизации может поспособствовать сохранению региональной авиации. Правда, никакого ответа на эти предложения тогда не последовало. 

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД авиакомпании отнеслись к предложению Минпромторга более чем сдержанно.

Так, в пресс-службе Трансаэро газете ВЗГЛЯД заявили, что парк авиакомпании насчитывает 93 самолета, из них только три – российского производства, «все они новые». К дальнейшим комментариям представитель пресс-службы оказался не готов.

Не нашлось самолетов, которые могли бы быть утилизированы, и у авиакомпании S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь»). По словам руководителя пресс-службы S7 Group Ирины Колесниковой, у авиаперевозчика один из самых молодых парков воздушных судов. Средний возраст самолетов составляет восемь лет. При этом комментировать «идеи и предложения» Минпромторга Колесникова отказалась.

В авиакомпании «Полёт» газете ВЗГЛЯД сразу заявили, что ни в какой программе утилизации участвовать не намерены. Стоит сказать, что программа авиаутилизации как раз рассчитана прежде всего на региональных перевозчиков, к которым, в частности, относится «Полёт». Воздушный флот компании насчитывает 23 воздушных судна. Парк пассажирских самолетов авиаперевозчика состоит из пяти самолетов SAAB-2000, пяти самолетов SAAB-340B и двух Ан-148-100Е. «Программа расширения парка самолетов предполагает пополнение 10 российскими Ан-148-100Е по лизинговому соглашению с компанией «Сбербанк Лизинг» и увеличение численности SAAB-340B до 20 самолётов», – говорится на официальном сайте компании.

Представитель одной из региональных авиакомпаний, пожелавший остаться неназванным, заявил, что считает идею Минпромторга «абсурдной». «Представьте себе региональную авиакомпанию, в воздушном парке которой есть машины определенного класса. Авиакомпания почему-то растет, скажем, увеличивается количество перевозок, пассажиров становится больше. И вот авиаперевозчику необходимо новое воздушное судно, но уже классом повыше, то есть большей вместимости. Минпромторг же хочет обязать авиаперевозчиков покупать новые самолеты того же класса, что и судно, отправленное на утилизацию», – пояснил собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Не испытывает восторга от идеи авиаутилизации и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«Такую программу надо бы вводить еще лет 10 назад, хотя бы пять лет тому назад. В 2008 году еще можно было успеть. Тогда на балансах авиакомпаний еще были старые советские «Тушки», – говорит эксперт. – Сегодня, когда основной парк авиакомпаний – это западные лизинговые самолеты, то есть арендованные, авиаперевозчикам и сдавать-то на утилизацию уже нечего. Поэтому программа их и не волнует».

Ну а старые самолёты, предназначенные для региональных перевозок (Ан и Як), просто нечем будет заменить, считает Гусаров.

«Дело в том, что региональных самолетов в России как раз и не строят. Минпромторг сам заявляет: субсидия идет на покупку новых самолетов аналогичного класса. Самыми распространенными в России самолетами были Ан-24 и Ту-134. Сегодня аналогичных самолётов у нас в производстве нет», – рассуждает он. Точнее, теоретически они есть. Это два самолета: Ан-140 и Ан-148. «Буквально на днях первый Ан-148 в этом году был передан заказчику. То есть за 12 месяцев был собран только один самолет», – указывает Роман Гусаров.

По его словам, программе утилизации воздушных судов (если таковая, конечно, будет принята) грозит та же участь, что и программе субсидирования региональных перевозок.

«Как говорится, чиновники отчитались, а программа не работает. Она так составлена, что ни одна из региональных авиакомпаний просто не смогла ею воспользоваться. То же самое и с утилизацией. Теоретически есть возможность обновить парк, а практически не получится», – резюмирует эксперт.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?