Экономика

31 октября 2012, 19:32

Программа утилизации самолетов оказалась бессмысленной

Фото: РИА "Новости"

Успех госпрограммы утилизации легковых автомобилей привел Минпромторг к идее о возможности утилизации старых самолетов. В основном эта мера, как заявляется, должна коснуться региональной авиации. Опрошенные газетой ВЗГЛЯД авиакомпании заявили, что они и так уже обновили свой авиапарк. Да и для поддержки отечественного самолетостроения эта мера явно не предназначена.

Минпромторг России может запустить программу утилизации устаревших самолетов и вертолетов, говорится в проекте госпрограммы «Развитие авиационной промышленности», разработанном ведомством.

Сегодня, когда основной парк авиакомпаний – это западные лизинговые самолеты, то есть арендованные, авиаперевозчикам и сдавать-то на утилизацию уже нечего

«Парк ВС (воздушных судов) Российской Федерации характеризуется большим количеством морально и физически устаревших самолетов и вертолетов, прежде всего в сегментах региональных ВС и ВС малой авиации. Успешная практика применения программы утилизации легковых автомобилей может быть применена и в целях обновления парка ВС», – говорится в проекте.

По мнению ведомства, величина субсидии на приобретение нового судна, получаемой за сданное по программе утилизации, должна быть сопоставимой с величиной первоначального взноса по лизингу аналогичного судна, то есть 10% от стоимости нового.

Самое важное: субсидию или утилизационную премию можно использовать исключительно на приобретение новых воздушных судов класса, аналогичного утилизируемым.

Получателем субсидии должен выступать продавец (лизингодатель) судна, заключающий договор на поставку с авиаперевозчиком, участвующим в программе утилизации. Далее авиаперевозчик передает принадлежащее ему судно отобранным на конкурсе компаниям, специализирующимся на утилизации авиатехники, и уже по факту утилизации судна авиаперевозчик получает свидетельство об утилизации, которое он передает продавцу, а последний получает субсидию, говорится в материалах.

Иначе говоря, в отличие от утилизации легковых автомобилей, которую правительство приняло с прямой целью поддержки отечественного производителя АвтоВАЗа, в случае с авиатехникой нет ни слова о российских производителях самолетов.

Одновременно Минпромторг предлагает установить ряд ограничений на участие в программе: в частности, возраст судов должен превышать 15 лет (страна – производитель самолета не имеет значения), воздушные суда должны быть в состоянии летной годности, а финансовое состояние авиаперевозчика должно быть «устойчивым».

Кстати, идея утилизировать старые самолеты принадлежит первоначально вовсе не чиновникам.

С инициативой разработать соответствующую программу еще в 2011 году выступило ОАО «Авиакор – авиационный завод». Свои предложения летом того же года завод направил в Минпромторг и Минэкономразвития. В частности, гендиректор самарского предприятия Алексей Гусев говорил, что утилизация может стать еще одним вариантом обновления парка самолетов наравне с госзаказами.

По его подсчетам, на просторах России эксплуатируется более 200 воздушных судов (в том числе 101 Ан-24, 26 Ан-26, 78 Як-40), которые можно смело назвать «авиахламом».  При этом средний возраст самолетов – 30–35 лет, а степень износа – 92%. В этом смысле, считает Гусев, программа авиаутилизации может поспособствовать сохранению региональной авиации. Правда, никакого ответа на эти предложения тогда не последовало. 

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД авиакомпании отнеслись к предложению Минпромторга более чем сдержанно.

Так, в пресс-службе Трансаэро газете ВЗГЛЯД заявили, что парк авиакомпании насчитывает 93 самолета, из них только три – российского производства, «все они новые». К дальнейшим комментариям представитель пресс-службы оказался не готов.

Не нашлось самолетов, которые могли бы быть утилизированы, и у авиакомпании S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь»). По словам руководителя пресс-службы S7 Group Ирины Колесниковой, у авиаперевозчика один из самых молодых парков воздушных судов. Средний возраст самолетов составляет восемь лет. При этом комментировать «идеи и предложения» Минпромторга Колесникова отказалась.

В авиакомпании «Полёт» газете ВЗГЛЯД сразу заявили, что ни в какой программе утилизации участвовать не намерены. Стоит сказать, что программа авиаутилизации как раз рассчитана прежде всего на региональных перевозчиков, к которым, в частности, относится «Полёт». Воздушный флот компании насчитывает 23 воздушных судна. Парк пассажирских самолетов авиаперевозчика состоит из пяти самолетов SAAB-2000, пяти самолетов SAAB-340B и двух Ан-148-100Е. «Программа расширения парка самолетов предполагает пополнение 10 российскими Ан-148-100Е по лизинговому соглашению с компанией «Сбербанк Лизинг» и увеличение численности SAAB-340B до 20 самолётов», – говорится на официальном сайте компании.

Представитель одной из региональных авиакомпаний, пожелавший остаться неназванным, заявил, что считает идею Минпромторга «абсурдной». «Представьте себе региональную авиакомпанию, в воздушном парке которой есть машины определенного класса. Авиакомпания почему-то растет, скажем, увеличивается количество перевозок, пассажиров становится больше. И вот авиаперевозчику необходимо новое воздушное судно, но уже классом повыше, то есть большей вместимости. Минпромторг же хочет обязать авиаперевозчиков покупать новые самолеты того же класса, что и судно, отправленное на утилизацию», – пояснил собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Не испытывает восторга от идеи авиаутилизации и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«Такую программу надо бы вводить еще лет 10 назад, хотя бы пять лет тому назад. В 2008 году еще можно было успеть. Тогда на балансах авиакомпаний еще были старые советские «Тушки», – говорит эксперт. – Сегодня, когда основной парк авиакомпаний – это западные лизинговые самолеты, то есть арендованные, авиаперевозчикам и сдавать-то на утилизацию уже нечего. Поэтому программа их и не волнует».

Ну а старые самолёты, предназначенные для региональных перевозок (Ан и Як), просто нечем будет заменить, считает Гусаров.

«Дело в том, что региональных самолетов в России как раз и не строят. Минпромторг сам заявляет: субсидия идет на покупку новых самолетов аналогичного класса. Самыми распространенными в России самолетами были Ан-24 и Ту-134. Сегодня аналогичных самолётов у нас в производстве нет», – рассуждает он. Точнее, теоретически они есть. Это два самолета: Ан-140 и Ан-148. «Буквально на днях первый Ан-148 в этом году был передан заказчику. То есть за 12 месяцев был собран только один самолет», – указывает Роман Гусаров.

По его словам, программе утилизации воздушных судов (если таковая, конечно, будет принята) грозит та же участь, что и программе субсидирования региональных перевозок.

«Как говорится, чиновники отчитались, а программа не работает. Она так составлена, что ни одна из региональных авиакомпаний просто не смогла ею воспользоваться. То же самое и с утилизацией. Теоретически есть возможность обновить парк, а практически не получится», – резюмирует эксперт.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?