Экономика

31 октября 2012, 19:32

Программа утилизации самолетов оказалась бессмысленной

Фото: РИА "Новости"

Успех госпрограммы утилизации легковых автомобилей привел Минпромторг к идее о возможности утилизации старых самолетов. В основном эта мера, как заявляется, должна коснуться региональной авиации. Опрошенные газетой ВЗГЛЯД авиакомпании заявили, что они и так уже обновили свой авиапарк. Да и для поддержки отечественного самолетостроения эта мера явно не предназначена.

Минпромторг России может запустить программу утилизации устаревших самолетов и вертолетов, говорится в проекте госпрограммы «Развитие авиационной промышленности», разработанном ведомством.

Сегодня, когда основной парк авиакомпаний – это западные лизинговые самолеты, то есть арендованные, авиаперевозчикам и сдавать-то на утилизацию уже нечего

«Парк ВС (воздушных судов) Российской Федерации характеризуется большим количеством морально и физически устаревших самолетов и вертолетов, прежде всего в сегментах региональных ВС и ВС малой авиации. Успешная практика применения программы утилизации легковых автомобилей может быть применена и в целях обновления парка ВС», – говорится в проекте.

По мнению ведомства, величина субсидии на приобретение нового судна, получаемой за сданное по программе утилизации, должна быть сопоставимой с величиной первоначального взноса по лизингу аналогичного судна, то есть 10% от стоимости нового.

Самое важное: субсидию или утилизационную премию можно использовать исключительно на приобретение новых воздушных судов класса, аналогичного утилизируемым.

Получателем субсидии должен выступать продавец (лизингодатель) судна, заключающий договор на поставку с авиаперевозчиком, участвующим в программе утилизации. Далее авиаперевозчик передает принадлежащее ему судно отобранным на конкурсе компаниям, специализирующимся на утилизации авиатехники, и уже по факту утилизации судна авиаперевозчик получает свидетельство об утилизации, которое он передает продавцу, а последний получает субсидию, говорится в материалах.

Иначе говоря, в отличие от утилизации легковых автомобилей, которую правительство приняло с прямой целью поддержки отечественного производителя АвтоВАЗа, в случае с авиатехникой нет ни слова о российских производителях самолетов.

Одновременно Минпромторг предлагает установить ряд ограничений на участие в программе: в частности, возраст судов должен превышать 15 лет (страна – производитель самолета не имеет значения), воздушные суда должны быть в состоянии летной годности, а финансовое состояние авиаперевозчика должно быть «устойчивым».

Кстати, идея утилизировать старые самолеты принадлежит первоначально вовсе не чиновникам.

С инициативой разработать соответствующую программу еще в 2011 году выступило ОАО «Авиакор – авиационный завод». Свои предложения летом того же года завод направил в Минпромторг и Минэкономразвития. В частности, гендиректор самарского предприятия Алексей Гусев говорил, что утилизация может стать еще одним вариантом обновления парка самолетов наравне с госзаказами.

По его подсчетам, на просторах России эксплуатируется более 200 воздушных судов (в том числе 101 Ан-24, 26 Ан-26, 78 Як-40), которые можно смело назвать «авиахламом».  При этом средний возраст самолетов – 30–35 лет, а степень износа – 92%. В этом смысле, считает Гусев, программа авиаутилизации может поспособствовать сохранению региональной авиации. Правда, никакого ответа на эти предложения тогда не последовало. 

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД авиакомпании отнеслись к предложению Минпромторга более чем сдержанно.

Так, в пресс-службе Трансаэро газете ВЗГЛЯД заявили, что парк авиакомпании насчитывает 93 самолета, из них только три – российского производства, «все они новые». К дальнейшим комментариям представитель пресс-службы оказался не готов.

Не нашлось самолетов, которые могли бы быть утилизированы, и у авиакомпании S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь»). По словам руководителя пресс-службы S7 Group Ирины Колесниковой, у авиаперевозчика один из самых молодых парков воздушных судов. Средний возраст самолетов составляет восемь лет. При этом комментировать «идеи и предложения» Минпромторга Колесникова отказалась.

В авиакомпании «Полёт» газете ВЗГЛЯД сразу заявили, что ни в какой программе утилизации участвовать не намерены. Стоит сказать, что программа авиаутилизации как раз рассчитана прежде всего на региональных перевозчиков, к которым, в частности, относится «Полёт». Воздушный флот компании насчитывает 23 воздушных судна. Парк пассажирских самолетов авиаперевозчика состоит из пяти самолетов SAAB-2000, пяти самолетов SAAB-340B и двух Ан-148-100Е. «Программа расширения парка самолетов предполагает пополнение 10 российскими Ан-148-100Е по лизинговому соглашению с компанией «Сбербанк Лизинг» и увеличение численности SAAB-340B до 20 самолётов», – говорится на официальном сайте компании.

Представитель одной из региональных авиакомпаний, пожелавший остаться неназванным, заявил, что считает идею Минпромторга «абсурдной». «Представьте себе региональную авиакомпанию, в воздушном парке которой есть машины определенного класса. Авиакомпания почему-то растет, скажем, увеличивается количество перевозок, пассажиров становится больше. И вот авиаперевозчику необходимо новое воздушное судно, но уже классом повыше, то есть большей вместимости. Минпромторг же хочет обязать авиаперевозчиков покупать новые самолеты того же класса, что и судно, отправленное на утилизацию», – пояснил собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Не испытывает восторга от идеи авиаутилизации и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

«Такую программу надо бы вводить еще лет 10 назад, хотя бы пять лет тому назад. В 2008 году еще можно было успеть. Тогда на балансах авиакомпаний еще были старые советские «Тушки», – говорит эксперт. – Сегодня, когда основной парк авиакомпаний – это западные лизинговые самолеты, то есть арендованные, авиаперевозчикам и сдавать-то на утилизацию уже нечего. Поэтому программа их и не волнует».

Ну а старые самолёты, предназначенные для региональных перевозок (Ан и Як), просто нечем будет заменить, считает Гусаров.

«Дело в том, что региональных самолетов в России как раз и не строят. Минпромторг сам заявляет: субсидия идет на покупку новых самолетов аналогичного класса. Самыми распространенными в России самолетами были Ан-24 и Ту-134. Сегодня аналогичных самолётов у нас в производстве нет», – рассуждает он. Точнее, теоретически они есть. Это два самолета: Ан-140 и Ан-148. «Буквально на днях первый Ан-148 в этом году был передан заказчику. То есть за 12 месяцев был собран только один самолет», – указывает Роман Гусаров.

По его словам, программе утилизации воздушных судов (если таковая, конечно, будет принята) грозит та же участь, что и программе субсидирования региональных перевозок.

«Как говорится, чиновники отчитались, а программа не работает. Она так составлена, что ни одна из региональных авиакомпаний просто не смогла ею воспользоваться. То же самое и с утилизацией. Теоретически есть возможность обновить парк, а практически не получится», – резюмирует эксперт.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Охрана базы атомных подлодок Франции пыталась сбить неизвестные беспилотники
Темы дня

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с РФ могут стать прежними, необходимо развеять. До того финнам предстоит пережить нужду и некоторую муку, а также выйти из НАТО.

Санкционные удары сделали МС-21 неуязвимым

Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать первых пассажиров. И вряд ли западные конкуренты смогут придумать что-то еще, чтобы погубить проект. Теперь Boeing и Airbus придется смириться с появлением впервые в постсоветской истории их прямого конкурента.

Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества экс-замглавы Минобороны Иванова

Рар: Проигрыш Украины в войне станет для Мерца личным поражением

Долина объяснила молчание по ситуации с квартирой

Новости

Моди анонсировал безвизовый режим между Россией и Индией

Россия и Индия в ближайшее время введут 30-дневный безвизовый режим для организованных туристических групп, заявил индийский премьер-министр Нарендра Моди.

По месту перестрелки между ГУР и ВСУ в Киеве ударили «Геранями»

По месту дислокации украинских боевиков в санатории в Конча-Заспе в Киеве, где ранее произошла перестрелка между ГУР и ВСУ, нанесен удар тремя реактивными «Геранями», сообщили военкоры.

Умер сыгравший Шан Цзуна в Mortal Kombat актер

Актер Кэри-Хироюки Тагава, прославившийся ролью Шан Цзуна в серии Mortal Kombat, скончался на 76-м году жизни в Калифорнии после инсульта.

Стало известно о сопротивлении США плану Европы изъять активы России

США лоббируют страны Евросоюза, чтобы заблокировать план ЕС по использованию замороженных российских активов для предоставления крупного займа Украине, сообщило Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники среди европейских дипломатов.

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж

С 8 декабря граждане России и дружественных стран смогут переводить иностранную валюту за рубеж без ограничений по объему, сообщил Банк России.

Российские войска освободили Безымянное в ДНР

Подразделения Южной группировки за последние сутки освободили Безымянное в Донецкой народной республике (ДНР). Всего же за неделю ВС России освободили семь населенных пунктов в зоне СВО.

Покупательница квартиры Долиной отказалась от мирового соглашения

Покупательница квартиры Ларисы Долиной Полина Лурье отказалась заключать мировое соглашение с народной артисткой России Ларисой Долиной, выступившей с предложением возвратить деньги в рассрочку без учета инфляции.

Ушаков похвалил Кушнера за «неистовство» в урегулировании на Украине

Зять президента США, бизнесмен Джаред Кушнер прилагает максимальные усилия для продвижения российско-украинских консультаций, проявляя большую активность и системный подход, заявил помощник президента России Юрий Ушаков в комментарии каналу «Звезда».

Европейские лидеры предостерегли Зеленского от уступок России

Киев получает настойчивые рекомендации от европейских лидеров не идти на уступки России без четких гарантий безопасности со стороны Вашингтона, чтобы не оказаться в уязвимой позиции, пишет The Wall Street Journal.

Путин высоко оценил итоги переговоров с Моди

Переговоры между Россией и Индией прошли в конструктивной и дружественной атмосфере, заявил президент России Владимир Путин.

Белый дом назвал приоритетом восстановления стратегической стабильности с Россией

Вашингтон включил восстановление стратегической стабильности с Россией в число главных внешнеполитических задач в Европе. Об этом говорится в обновленной Стратегии национальной безопасности США.

Глава Euroclear заявила об угрозе банкротства из-за плана ЕС по активам России

Глава крупнейшего европейского депозитария Euroclear Валери Урбен выразила сомнения в реализуемости предложенного Еврокомиссией плана экспроприации российских активов.
Мнения

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов