Александр Лукашенко считает возможной продажу России белорусских нефтеперерабатывающих предприятий при условии доступа белорусской стороны к добыче российского природного газа и нефти. Об этом президент Белоруссии заявил во вторник в Минске на пресс-конференции для региональных российских СМИ.
Мы вам отдаем НПЗ, перерабатывайте свою нефть, мы будем перерабатывать свою. Но вы дайте нам возможность добывать как иностранцам природный газ
«Хотите нефтеперерабатывающие заводы, которые у нас как «игрушки» – красивые, современные европейские предприятия. Если я на это пойду, то мне в Белоруссии мало не покажется, меня обвинят, что я здесь сдаю, продаю и т. д. Но есть хороший вариант: мы вам отдаем НПЗ, перерабатывайте свою нефть, мы будем перерабатывать свою. Но вы дайте нам возможность добывать как иностранцам (в России) природный газ», – сказал Лукашенко.
Белорусского президента возмущает тот факт, что в России качают нефть и газ англичане и американцы, а белорусов на российский рынок не пускают. По его словам, Белоруссия потребляет 22 млрд кубометров газа в год, при этом она могла бы добывать 10 млрд. «Может быть, нам это будет дешевле, – заметил Лукашенко. – Ваш дорогой газ, наш дешевый, который мы добудем на месторождениях, которые вы нам выделите, как англичанам и американцам, на равных условиях. Будет 10 млрд дешевого газа и 12 млрд дорогого российского. Для нас это будет приемлемо».
Точно такая же схема, считает он, могла бы работать по добыче нефти. «Почему мы в Венесуэле запросто добываем нефть?» – добавил Лукашенко.
Он уверен: белорусские компании будут добывать нефть «лучше, чем российские компании». «Вы никогда нам не предъявите претензий, что что-то разлилось, что-то загорелось и т. д.», – заверил белорусский президент.
Белоруссия может переработать 23–24 млн тонн нефти, сказал Лукашенко. «Давайте мы 10 млн тонн добудем, а 14 у вас купим на таких же условиях, как BP, Shell и другие. Нет. Так почему – нет? Мы вам – заводы, а вы нам – возможность на российских условиях для иностранцев добывать нефть и газ», – приводит его слова БЕЛТА.
Нефть и газ по льготной цене
Сейчас Белоруссия в основном закупает нефть и газ из России. В 2012 году Минск должен получить в общей сложности 21,5 млн тонн российской нефти (на 3,5 млн тонн больше, чем годом ранее). При этом с начала 2012 года по договоренности сторон нефть из России поставляется Минску без применения таможенных пошлин.
Общий объем поставок российского газа в Белоруссию составит по итогам года около 22,7 млрд кубометров. Сейчас Белоруссия получает газ из России по цене 165,6 доллара за тысячу кубометров, что намного меньше цены, по которой голубое топливо у РФ приобретает Украина или страны Евросоюза. Так, в третьем квартале 2012 года цена российского газа для Украины составила около 426 долларов (данные НАК «Нафтогаз Украины»).
В ближайшие годы стоимость газа для Белоруссии будет расти, но все равно ненамного. В 2013 году цена вопроса составит 166 долларов за тысячу кубометров, а в 2014 году – 178 долларов. Так называемую «интеграционную» скидку Москва предоставила Минску в 2011 году с учетом вхождения Белоруссии в Таможенный союз. Впрочем, главную роль в этом сыграл Газпром, ставший 100% собственником «Белтрансгаза», выкупив вторые 50% акций предприятия за 2,5 млрд долларов (первые 50% были приобретены ранее за те же 2,5 млрд долларов).
Сами белорусские власти признавались, что льготная цена на российский газ позволит стране сэкономить по итогам года 2,6–2,7 млрд долларов.
Функционирование малоэффективной белорусской экономики в значительной степени обеспечивается ее «энергетическим субсидированием» со стороны России, отмечает Юрий Бобылев, заведующий лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института Гайдара.
Нефть и газ поставляются Россией в Белоруссию по ценам значительно ниже мировых, при этом поставляемые энергоресурсы не облагаются экспортной пошлиной. «В результате российский государственный бюджет несет весьма значительные потери. По нашим оценкам, потери России в результате беспошлинной поставки нефти и нефтепродуктов в Белоруссию составляют шесть миллиардов долларов в год», – рассказывает Бобылев.
При этом, добавляет эксперт, основная часть поставляемой в Белоруссию российской нефти фактически экспортируется последней в виде произведенных из нее нефтепродуктов. «То есть, происходит своеобразный реэкспорт Белоруссией российской нефти», – поясняет он.
Не тянут на европейцев
По мнению Юрия Бобылева, покупка российскими компаниями белорусских НПЗ, «в принципе, отвечает интересам России».
В Белоруссии сейчас два нефтеперерабатывающих завода: «Нафтан» и «Мозырский НПЗ». В прошлом году они переработали суммарно около 22 млн тонн нефти (примерно по 11 млн тонн каждый).#{ussr}
«Нафтан» на 99,8% принадлежит государству. Структура акционеров «Мозырского НПЗ» сложнее. Доля государства составляет 42,757%, российской «Славнефти» – 42,581%, компании «МНПЗ плюс», которая представляет интересы работников предприятия, – 12,252% (доля государства в уставном капитале этого общества в 2006 году увеличена до 98,4%), прочих акционеров – 2,41%, напоминает РИА «Новости».
По словам Бобылева, заводы расположены ближе к европейскому рынку сбыта, и производство нефтепродуктов, ориентированное на экспорт, было бы более эффективно, чем на большинстве российских заводов.
Впрочем, многие российские нефтяные компании уже обладают своими НПЗ, как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья, замечает аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович. Но сейчас из-за кризиса во многих регионах Европы снижается спрос на топливо, и маржа переработки низкая. К примеру, в России она составляет порядка 22 долларов за баррель, а в Европе – всего восемь долларов за баррель.
«Потому покупка еще одного НПЗ, направленного на сбыт в Европу, российским компаниям вряд ли будет интересна, – рассуждает Войтович. – Кроме того, российским компаниям прежде всего интересна покупка НПЗ, находящихся непосредственно вблизи к основным рынкам сбыта».
Например, ЛУКОЙЛ владеет НПЗ в Нидерландах, а также в Болгарии и Румынии.
В любом случае, предоставление Белоруссии в обмен на НПЗ прав на добычу в России нефти и газа экономически нецелесообразно, считает Бобылев из Института Гайдара. «От зарубежных партнеров в данной сфере России в первую очередь необходимы современные технологии и ноу-хау. В отличие от ведущих американских и европейских нефтяных компаний, Белоруссия этим не располагает», – замечает эксперт.
По словам Войтович, иностранные компании добывают нефть и газ на территории России в совместных предприятиях с российскими компаниями. «И если до сих пор ни одна из российских нефтяных компаний не сотрудничает с белорусскими компаниями, значит, они не устраивают российскую сторону», – подчеркивает аналитик.
Действительно, крупные зарубежные нефтегазовые компании обладают и необходимыми денежными средствами для вхождения в СП с российскими компаниями и, что крайне важно, необходимым опытом и технологиями в разработке месторождений.
«Подобный обмен с европейцами был бы выгоден России, так как и европейские нефтедобывающие компании – более перспективные союзники, и иметь НПЗ в Европе российским компаниям выгоднее, нежели в Белоруссии», – делает вывод Войтович.
Эксперты сомневаются в том, что Россия пойдет на подобную сделку с Белоруссией.
Впрочем, у России есть время подумать. Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев напоминает, что об интересе к белорусскому бизнесу неоднократно заявляла Индия. Свято место, как известно, пусто не бывает.
«Но пока текущая стоимость чистой прибыли «Мозырского НПЗ» и «Нафтана» составляет 1,71 млрд долларов, – говорит эксперт. – Переработать 22 млн тонн нефти в год для российской нефтепереработки не так уж и сложно. Тревогу нефтяников может вызвать только то, что 43% «Мозырского НПЗ» принадлежит «Славнефти», но с учетом упущенной выгоды 370 млрд долларов от 2 млрд кубометров в год, которые нужны Александру Лукашенко, российской стороне лучше подождать перемен у нашего западного партнера».
По мнению Разуваева, Газпром сейчас вправе диктовать цены, «потому что у него труба, по которой идет горючее для белорусских автомобилей, в последнее время переходящих на «голубое топливо». «Не похоже, что Белоруссия будет развивать нефтепереработку, и странно было бы отказываться от конкурентных преимуществ Газпрома, – рассуждает он. – Ведь ни новополоцкая, ни гомельская ветки «Дружбы» больше не являются стратегическими каналами транзита нефти, которыми были до появления «БТС» и «ВСТО».