Шесть нефтяных компаний, среди которых Royal Dutch Shell, BP и Vitol, обратились к властям США с просьбой разрешить им экспорт американской нефти. Соответствующую лицензию может выдать Бюро промышленности и безопасности или министерство торговли США, пишет The Financial Times.
Объемы добычи сырья в США достигли предела, поэтому политики будут обсуждать возможность расширения списка стран-импортеров нефти
Британская BP уже получила разрешение на экспорт нефти в Канаду, но еще не воспользовалась им. В Shell и Vitol подтвердили, что подавали заявку на экспорт нефти.
Западные эксперты ожидают, что начало поставок американской нефти за рубеж окажет влияние на цены в Европе, Западной Африке и Северной Америке. «Объемы добычи сырья в США достигли предела», – отметил руководитель отдела исследований товаров в Citi Эд Морс.
Цены на нефть в этом году поднялись до уровня свыше 100 долларов за баррель. Многие страны посчитали это тормозом для экономического роста. Американское законодательство в течение почти 100 лет фактически запрещает экспорт нефти, для которого необходимо специальное разрешение властей страны. В последние 10 лет страна экспортировала менее 100 тысяч баррелей нефти в день. В то же время импорт нефти достигал 9 млн баррелей в сутки.
До недавнего времени работающие в США компании не были заинтересованы в поставках нефти за пределы страны. Однако сейчас уровень добычи нефти в стране вырос до максимума с 1995 года, поскольку специалисты нашли новые методы бурения нефти из месторождений, которые ранее считались нерентабельными.
Рост добычи может привести к тому, что США станут независимыми от импорта. В прошлом году страна импортировала нефти на 436 млрд долларов.
До сих пор США экспортировали минимальные объемы нефти в Канаду по суше. Теперь трейдеры заинтересованы в поставках топлива танкерами из Мексиканского залива на Атлантическое побережье Канады. Там находится ряд нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих канадским компаниям Imperial Oil, Irving Oil и корейской компании Korea National Oil.
Производство нефти на месторождении Eagle Ford в Техасе подскочило до 280 тысяч баррелей в день, однако топливо из-за низкого содержания серы плохо подходит для близлежащих заводов. Зато необходимыми ресурсами для переработки нефти обладают канадские НПЗ.
Одно из преимуществ экспорта нефти в Канаду – это то, что американское законодательство требует использования более дорогих судов для перевозки нефти на внутренних маршрутах. Эксперты брокерской компании Poten & Partners подсчитали, что, если поставка нефти будет осуществляться танкерами из Техаса под иностранными флагами до канадского завода в Нью-Брансвик, то каждый баррель будет дороже на 1,5 доллара. Более короткий путь из Техаса на заводы в Филадельфии прибавляет к изначальной стоимости нефти аж 4,5 доллара за баррель.
НПЗ в Канаде являются важными поставщиками топлива на рынки США. Завод в Сент-Джонсе поставляет 20% от общего числа бензина и дизельного топлива, которое импортирует США.
«США по-прежнему остаются крупнейшим импортером нефти. Обеспечить независимость от импорта стране пока не удается, хотя успехи Америки в добыче нефти очевидны. Слишком уж большие потребности страны в этом виде топлива», – отметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Почему нефтяные компании хотят экспортировать американскую нефть? Причина, на самом деле, очень проста. В последние два года наблюдается очень интересная тенденция – стоимость нефти на европейском рынке начинает отделяться от американских цен. Так, европейская нефть Brent дороже американской WTI примерно на 20 долларов. Власти США проводят такую политику, чтобы стоимость нефти снижалась на внутреннем рынке. Оптимизм нефтяных компаний подкрепляют относительно дешевые морские перевозки», – объясняет эксперт.
По его мнению, объемы поставок нефти из США будут носить ограниченный характер. «Американские власти понимают, что, если они дадут разрешение на экспорт нефти в больших объемах, то это приведет к росту цен на внутреннем рынке. Поэтому говорить о том, что поставки американской нефти в другие страны как-то повлияют на цены, пока преждевременно», – заявил газете ВЗГЛЯД Константин Симонов.
«В мире привыкли, что Штаты только импортируют нефть, и поэтому, если экспорт нефти из Америки действительно начнется, это может действительно оказать некоторое влияние на нефтяные котировки. Во многом именно дорогие энергоресурсы тормозят рост развитых стран, так как это значительно увеличивает транспортные издержки производственных компаний и увеличивает стоимость основных производных энергетических продуктов. Начало экспорта нефти из США стало бы во многом знаковым событием и помогло бы охладить пыл нефтяных «быков». Однако вряд ли США в ближайшие полвека станут крупнейшим экспортером, для этого стране пришлось бы увеличить добычу нефти минимум втрое за ближайшие пять лет, а это просто нереально», – считает аналитик AForex Нарек Авакян.