Минэкономразвития заявило о готовности продлить запрет на продажу бензина на экспорт еще на один месяц – на август. Соответствующий проект постановления был внесен в правительство в четверг, сообщила глава ведомства Эльвира Набиуллина.
Нефтяные компании перепутали убытки и свои прогнозы недополученной выгоды при сравнении с экспортной альтернативой
«Мы внесли проект постановления в правительство по ставкам на сырую нефть и бензин. Мы предлагаем оставить ставки (на август), как и было в июле (тот же механизм запретительных экспортных пошлин на бензин – прим. ВЗГЛЯД)», – цитирует министра «Интерфакс».
При этом в начале июля вице-премьер Игорь Сечин говорил, что не видит серьезных оснований для продления заградительных экспортных пошлин на бензин.
Однако уже 15 июля эксперты ИАЦ «Кортес» предупредили, что предложение высокооктанового бензина на российском свободном рынке значительно сократилось, что может спровоцировать рост цен на АЗС в августе – начале сентября. Впрочем, подобного дефицита, который был весной, в «Кортесе» не ожидали.
Напомним, что запретительная пошлина на бензин была введена в мае этого года для борьбы с топливным кризисом на российском рынке. Затем каждый месяц правительство продлевало действие запретительной пошлины. Кроме того, в июле правительство ввело аналогичную запретительную пошлину на сырье для нефтепереработки – прямогонный бензин (нафту).
Ранее эксперт Минфина Александр Сакович говорил, что при сохранении введенной в мае повышенной экспортной пошлины на бензин (на уровне 90% от ставки пошлины на нефть) в августе она составит 391,7–394 доллара за тонну по сравнению с 400,5 доллара за тонну в июле. При сохранении повышенной экспортной пошлины на бензин с одновременным введением системы «60-66» пошлина составит 363,6–365,8 доллара за тонну.
Вице-премьер Игорь Сечин в четверг осек нефтяные компании, которые жалуются, что искусственное сдерживание оптовых цен на топливо увеличит их расходы. По его словам, они путают понятия убытков и собственных прогнозов недополученной выгоды. «Мы слышали об этих заявлениях. Когда им говоришь о том, что, видимо, они перепутали убытки и свои прогнозы недополученной выгоды при сравнении с экспортной альтернативой, они соглашаются», – заявил Сечин после сегодняшней встречи с президентом Дмитрием Медведевым. По его словам, президенту доложили о мерах, которые правительство планирует предпринять для стабилизации на рынке топлива.
В ФАС указывают, что для того что избежать повторения дефицита нефтепродуктов, который сложился в 4-м квартале 2010 года – первом полугодии 2011 года и привел к росту цен на них, было подписано соглашение с 12 нефтяными компаниями. «Одной из причин дефицита стала неготовность ряда нефтяных компаний исполнять технический регламент...» – говорится в сообщении ФАС.
Четырехсторонние соглашения подписали 8 июля ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт и 12 нефтяных компаний. Это ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, НК «Альянс», Башнефть, Славнефть, Газпром, РуссНефть и НЗНП.
#{smallinfographicleft=478338}«В рамках этих соглашений нефтяные компании обязуются: модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов (до 2015 г.); начиная с 2015 года обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок», – говорится в сообщении ФАС.
В обмен на обещание нефтяников к 2015 году модернизировать НПЗ ведомства обещают в соглашении перенести сроки вступления в силу положений техрегламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу...».
Сроки уже не раз сдвигались. Согласно техрегламенту, выпуск бензина стандарта Евро-2 – это бензин Аи-92 – должен был прекратиться с начала этого года. Однако в связи с неготовностью НПЗ к переходу на выпуск бензина стандарта Евро-3 запрет на оборот бензина класса ниже Евро-3 по Аи-92 перенесли на сентябрь 2011 года. Выпуск в оборот дизтоплива класса Евро-2 и Евро-3 допускается до 31 декабря 2011 года. Теперь и эти сроки могут быть передвинуты. Ранее президент дал указание до конца июля определиться со сроками.
Нефтяные компании просили продлить оборот топлива Евро-2 до 2013 года и отложить переход на Евро-4 до 2014 года и на Евро-5 – до 2015 года.
В случае невыполнения нефтяными компаниями реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, будут возбуждаться дела, которые могут повлечь за собой санкции вплоть до изъятия необоснованно полученного дохода.
Обязательства нефтяных компаний направлены также на недопущение ограничения конкуренции на рынках нефтепродуктов, в том числе сокращения поставок на внутренний рынок и ущемления интересов потребителей, замечают в ФАС.
Глава Минэнерго ранее подсчитал, что до 2015 года нефтяники должны вложить в углубление нефтепереработки минимум 569 млрд рублей. Планы модернизации отрасли предусматривают к этому времени переработку 255 млн тонн нефти в год с выходом светлых нефтепродуктов в объеме 172,1 млн тонн. После модернизации НПЗ производство бензина Евро-4 и Евро-5 должно вырасти с 17% в 2012 году до 84% к концу 2015 года от общего объема.
Нефтяные компании крайне неохотно проводят модернизацию НПЗ, поскольку для них экспорт нефтепродуктов невыгоден, в отличие от экспорта сырой нефти, а ориентация только на внутренний рынок нефтепродуктов также не сулит большой прибыли, считает начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров.