Совладелец ТНК-BP Виктор Вексельберг не исключает продажи своей доли в компании до конца года. «Не могу обещать, что не продам свою долю до конца года», – цитирует Вексельберга агентство Bloomberg.
Сейчас мы не намерены продавать долю, но если будет интересное предложение – почему нет?
Однако он снова дал понять, что его позиция по этому вопросу остается неопределенной. «Сейчас мы не намерены продавать долю, но если будет интересное предложение – почему нет?» – сказал российский миллиардер.
ТНК-BP на 50% принадлежит британской BP и на 50% – консорциуму AAR – «Альфа-Аксесс-Ренова». Доли в консорциуме распределяются следующим образом: 25% принадлежит «Альфа-группе» Михаила Фридмана, по 12,5% – «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника.
Отметим, что с заявлением о продаже своей доли в ТНК-BP Вексельберг выступал уже в конце апреля. «Конечно, это может быть случиться, конечно. Если это будет интересное для нас предложение в соответствии с нашим пониманием оценки этой компании, конечно, мы можем его принять. Но пока что мы такого предложения не получали», – сказал он в интервью BBC.
Ранее сообщалось, что ВР предлагала российским акционерам ТНК-ВР в лице консорциум AAR – «Альфа-Аксесс-Ренова» – выкупить их долю за 27 млрд долларов, однако это предложение было отвергнуто. Затем цена сделки поднялась до 32 млрд долларов. Но стороны так и не смогли сойтись в цене. По неофициальным данным, сами акционеры оценивают всю компанию в размере 70 млрд долларов.
Вопрос о продаже доли AAR в ТНК-BP возник в начале 2011 года, когда ВР и Роснефть договорились о глобальном сотрудничестве в Арктике и взаимном обмене акциями, в рамках которого Роснефть должна была получить 5% обыкновенных акций ВР в обмен на 9,5% своих акций.
Общий объем соглашения об обмене акциями составлял 16 млрд долларов, а инвестиционный объем первого этапа шельфового проекта оценивался в 1,4–2 млрд долларов, сообщает РИА «Новости».
Однако сделку заблокировал консорциум AAR, представляющий российских акционеров ТНК-BP. В AAR посчитали, что своими планами с Роснефтью ВР нарушает соглашение акционеров ТНК-ВР. Дело в том, что по нему каждая из сторон имеет право реализовывать свои коммерческие интересы в России только в форме совместного предприятия.
ААR стал отстаивать свои права в судах. Сначала Лондонский суд наложил временный запрет на обмен акциями ВР и Роснефти, затем Стокгольмский арбитражный трибунал продлил этот запрет. В начале мая Стокгольмский суд разрешил ВР и Роснефти реализовать часть сделки: обменяться акциями при условии, что в арктический проект вместо ВР войдет ТНК-ВР.
Российско-британская TНК-ВР для разрешения конфликта предлагала выкупить у BP 5% ее акций, чтобы впоследствии обменять их на долю в российской Роснефти и таким образом стать участником сделки между ВР и Роснефтью. Сама ВР в ответ предложила выкупить долю AAR, но консорциум отказался от этого предложения.
ВР 14 апреля объявила, что договорилась с Роснефтью о продлении срока для завершения сделки по обмену акциями, который истекал 14 апреля, до 16 мая текущего года.
В итоге, после того как в ночь на 17 мая истек последний срок соглашения, Роснефть прекратила обсуждение планировавшейся сделки из-за того, что ААR выдвинул неприемлемые для компании условия. «Роснефть выходит из сделки с BP по причине неприемлемых условий со стороны ААR... Роснефть и BP предлагали 32 млрд долларов, из них 9 млрд – акциями BP, но ААR отклонил это», – цитирует слова источника Reuter.
Теперь Роснефти ничего не остается, как пытаться найти другие решения для развития арктических проектов. Кстати, вице-премьер России Игорь Сечин, который на тот момент являлся председателем совета директоров Роснефти, и глава Роснефти Эдуард Худайнатов неоднократно подчеркивали, что госкомпания не заинтересована в привлечении ТНК-ВР в качестве партнера для работы в Карском море.