Корпорация авиационной промышленности Китая объединилась с крохотной убыточной компанией U.S. Aerospace из Калифорнии для того, чтобы участвовать в конкурсах на получение военных контрактов в США, пишет в пятницу Wall Street Journal.
Мы хотим, чтобы Китай поставлял свою авиатехнику в США, потому что считаем, что это оправдано с экономической точки зрения
Возможно, одним из предложений станет поставка китайских вертолетов на замену устаревающему парку Marine One, который используется для передвижений президента США, говорят источники, близкие к сделке.
Соглашение о сотрудничестве между КАПК и U.S. Aerospace было подписано еще в сентябре прошлого года. Однако о нем стало известно только в пятницу.
Компания U.S. Aerospace известна тем, что безуспешно пыталась участвовать в тендере ВВС США на поставку топливозаправщиков совместно с украинским КБ «Антонов». По итогам трех кварталов прошлого года она получила убыток в 11,5 млн долларов при выручке в 660 тыс. долларов.
В настоящее время КАПК производит как гражданскую, так и военную авиатехнику, которая создана для конкуренции на иностранных рынках, в том числе и в США, пишет американское издание. В прошлом году корпорация обнародовала полноразмерный макет пассажирского самолета C-919, разработанного при помощи иностранных компаний в качестве прямого конкурента для Boeing 737 и Airbus A320.
Кроме того, КАПК разрабатывает стелс-истребитель J-20, который выполнил первый публичный полет месяц назад во время визита в Китай министра обороны США Роберта Гейтса.
Оснащенный американскими двигателями Pratt & Whitney китайский пассажирский вертолет AC-313 призван конкурировать на мировом рынке с аналогичными машинами Sikorsky и AgustaWestland. Он способен перевозить до 27 пассажиров и двоих членов экипажа.
Продвижение этих вертолетов в качестве следующего поколения Marine One (парк вертолетов ВМС США, перевозящих американского президента) обсуждалось с U.S. Aerospace более года.
«Мы хотим, чтобы Китай поставлял свою авиатехнику в США, потому что считаем, что это оправдано с экономической точки зрения», – говорит юрист U.S. Aerospace Джон Киркланд. По его словам, в настоящее время стороны обсуждают возможность поставки китайских вертолетов в качестве гражданской продукции, а уже в США оборудовать их авионикой, приборами связи и другими «точными» технологиями.
Вместе с тем китайцы справедливо опасаются, что отказ отдать им победу в военных тендерах США может иметь политические мотивы. В 2005 году Пекину уже приходилось испытывать разочарование из-за позиции конгресса США, который заставил китайскую нефтяную госкорпорацию Cnooc отозвать свое предложение о покупке американской нефтяной компании Unocal.
В 2000 году армия США отозвала заказ на береты, размещенный в Китае, после того как законодатели подняли волну «Покупай американское».
В прошлом месяце на слушаниях в сенате относительно контракта на поставку авиационных топливозаправщиков для ВВС сенатор Клэр Маккаскилл высказался против того, чтобы компания, субсидируемая государством, боролась за оборонные контракты в США. Правда, касалось это высказывание европейской корпорации EADS.
По словам исполнительного директора управления по поставкам КАПК Джанг Вея, на первых порах сотрудничества с U.S. Aerospace предполагается поставлять детали для авиатехники.
«После этого мы, возможно, примем участие в тендерах на поставку вертолетов и тренировочных самолетов», – говорит Джанг Вей, признавая, что факт использования вертолетов американским президентом ставит перед КАПК множество трудностей – не только технических, но и политических.
Несмотря на это, в U.S. Aerospace полагают, что идея импорта военной продукции из Китая имеет сторонников в правительстве США и в среде военных, которые хотят улучшить отношения с Пекином и снизить расходы на оборону.
Следует отметить, что в настоящее время Пентагон стоит под гнетом двух проблем: с одной стороны, ему необходимо обновить основную часть военной техники, с другой – сократить оборонные расходы на 78 млрд долларов в течение ближайших пяти лет.
Одна из многих «головных болей» американских военных – замена флота президентских вертолетов Marine One, который состоит из 11 Sikorsky VH-3D, полученных еще в 1976 году, и восьми меньших по размеру Sikorsky VH-60N, полученных в 1989 году.
В 2005 году минобороны США заключило контракт на замену этих вертолетов с Lockheed Martin, но в 2009 году президент Обама отменил договоренности, поручив Пентагону найти более дешевое решение.
Еще одним интересный для КАПК контрактом может стать заказ ВВС США на поставку сверхзвуковых учебных самолетов. Военные ищут замену ветерану Т-38, который был принят на службу 50 лет назад. Китайцы могут предложить свой L-15 в качестве альтернативы британскому Hawk 128, итальянскому M-346 и самолету T-50, который был создан совместно США и Южной Кореей.
По данным WSJ, контракт на поставку учебных истребителей для ВВС США может стать одним из самых прибыльных военных заказов в течение ближайших десяти лет. США могут купить до 400, а их союзники – до 600 самолетов, которые станут стандартными для обучения пилотированию F-22 и F-35.