Экономика

7 декабря 2011, 19:18

"Климов" обеспечит вертолеты российскими двигателями

Фото: avia.ru

Компания «Климов» через два года откроет завод по производству новейших двигателей для вертолетов серий Ми и Ка. Делается это для того, чтобы избавить российское вертолетостроение от зависимости от украинских производителей. Однако эксперты считают, что полностью избежать такой зависимости не удастся.

Завод «Климов», который является разработчиком двигателей почти для всех средних российских вертолетов серий Ми и Ка, начал строительство нового конструкторско-производственного комплекса в петербургском микрорайоне Шувалово. За счет нового завода компания надеется через четыре года более чем вдвое увеличить объемы производства двигателей, полностью обеспечив потребности рынка в них. На данный момент холдинг «Вертолеты России», куда входят все вертолетостроительные заводы страны, вынужден закупать часть двигателей на украинском заводе «Мотор-сич».

Это также климовские разработки, но их не будет на «Мотор-сиче», они будут собираться только у нас

В советские годы «Климов» разрабатывал двигатели для вертолетов, а на украинском «Мотор-сиче» их производили. После развала Советского Союза Россия вынуждена была закупать украинские двигатели для своих вертолетов. Попытки российских властей приобрести  «Мотор-сич» не имели успеха. Поэтому на петербургском «Климове» было организовано собственное производство вертолетных двигателей ТВ3-117 и уже несколько лет осваивается выпуск ВК-2500, которые параллельно собираются также на украинском предприятии.

В новом конструкторско-производственном комплексе «Петербургские моторы» начнется выпуск вертолетного двигателя нового поколения ТВ7-117, который должен заменить ТВ3-117, разработанный на «Климове» еще в советское время, а также новой модификации ВК-2500. «Это также климовские разработки, но их не будет на «Мотор-сиче», они будут собираться только у нас»,  – говорит представитель «Климова» Павел Горошков. Двигателями ТВ7-117 будут оснащаться вертолеты Ми-38, ВК-2500 нужен для большинства российских вертолетов бюро Камова, в частности для Ка-50 (известен как «Черная акула») и Ка-52 («Аллигатор»).

Новый завод «Петербургские моторы» должен заработать в 2013 году. Его проектная мощность составит 600 двигателей в год, на нее в «Климове» надеются выйти уже в 2015 году. Таким образом, за четыре года предприятие планирует удвоить объемы выпуска двигателей в России. «Климов» с каждым годом наращивает число собранных двигателей. В 2009 году на заводе было собрано около 100 двигателей, в 2010 году – уже 198, в 2011 году – 260–270, а в 2012 году планируется собрать около 300 штук.

«Сейчас Россия покупает около 250 двигателей на Украине и 200 – у нас, есть единичные заказы на канадские и французские двигатели. Нынешний объем производства на «Климове» не покрывает все потребности рынка. Однако когда завод выйдет на мощность производства в 600 двигателей в год в 2015 году, это покроет все потребности российских вертолетов в двигателях, не придется закупать их на Украине и за рубежом»,  – говорит Павел Горошков.

Однако эксперты считают, что потребности российского рынка в вертолетных двигателях к 2015 году могут превысить 600 штук. Уже в этом году потребности холдинга «Вертолеты России» в двигателях составляют более 500 штук при заявленном производстве 267 вертолетов. При этом в последние годы «Вертолеты России» увеличивают объемы производства на 25–30% в год.

В 2012 году холдинг намерен собрать более 300 вертолетов (это уже 600 двигателей) и дальше будет только наращивать объемы, особенно в рамках гособоронзаказа. Согласно госпрограмме вооружения, в 2011–2020 годах «Вертолеты России» должны поставить Минобороны 1,15 тыс. штук вертолетной техники. Оборонпром обещает заказы «Климову» на 10 лет вперед.

Собранных в Питере двигателей хватит для вертолетов, созданных в интересах Вооруженных сил РФ. Но в целом потребности российского рынка в вертолетных двигателях к 2015 году существенно превысят 600 штук – заявленный объем производства завода «Климов», говорит эксперт «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Это значит, что России все равно придется закупать украинские двигатели, что понимают и в холдинге «Вертолеты России». Этим объясняется тот факт, что в ноябре этого года «Вертолеты России» впервые подписали с «Мотор-сич» долгосрочный контракт на пять лет на 1,2 млрд долларов. До сих пор российская компания заключала соглашения с украинским заводом не более чем на год. В итоге до 2016 года Украина поставит России порядка 1,3 тыс. двигателей ТВ3-117 для коммерческих вертолетов (Ми-8, Ми-17, Ми-24).

Между тем «Вертолеты России» все-таки отказались от организации производства двигателей для своего нового вертолета «Ансат» на «Мотор-сиче». Этот двигатель могут начать собирать на «Климове». «Климов» делает ставку на двигатель одного типа, что не совсем правильно. Целесообразно диверсифицировать продуктовую линейку. К примеру, стоило бы обратить внимание на организацию производства легкого двигателя ВК-800, двигатели этого типа вообще не производятся в России»,  – считает Пантелеев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Танкисты разгромили опорные пункты ВСУ у границы с Белгородской областью
Темы дня

Что угрожает российскому зерновому экспорту

Лидирующие позиции России в мировом экспорте зерновых и пшеницы могут пошатнуться из-за снижения урожая в этом году. Урожай оказался под угрозой, с одной стороны, из-за засушливой весны на юге страны, а с другой стороны – из-за снижения расходов крестьян на защиту посевов, на удобрения и другие технологии. Почему крестьяне резко снизили технологичность посевов в этом году?

Из трех вариантов «плана Трампа по Украине» России подходят два

Журналисты и политологи по всему миру гадают, каким может быть «план Дональда Трампа по урегулированию конфликта на Украине», которым он регулярно хвастается, однако никому не показывает. В основном обсуждается один из трех сценариев. Но есть еще и четвертый, наиболее вероятный.

Между членами ЕС произошел раскол из-за инаугурации Путина

Шольц объявил об использовании доходов с российских активов для помощи Украине

Объявлены сроки испытания боевого ледокола «Иван Папанин»

Новости

Во Владивостоке арестован американский солдат

Американского солдата Гордона Блэка, задержанного во Владивостоке, отправили под стражу по обвинению в краже, сообщила пресс-секретарь Приморского краевого суда Елена Оленева.

В Москве пьяный американец залез через окно в детскую библиотеку и заснул

Хорошевский суд Москвы за мелкое хулиганство арестовал на десять суток гражданина США Рассела Уильяма Никума, сообщили в пресс-службе суда.

Миссия Украины в ООН предприняла попытку сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке

Постпредство Украины при ООН в Нью-Йорке и консульство страны в этом городе обращались в местную мэрию с целью сорвать акцию в память о погибших в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.

США решили признать Путина следующим президентом России

Соединенные Штаты не будут представлены на церемонии инаугурации президента России Владимира Путина, но признают его российским лидером, заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер.

Госдеп США отреагировал на объявление о ядерных учениях России

Вашингтон не видит повода корректировать готовность своих ядерных сил, заявили в Госдепартаменте США после объявления Москвой ракетных учений.

Си Цзиньпин твердо ответил на требования Макрона надавить на Россию

Стремление французского президента Эммануэля Макрона убедить председателя Китая Си Цзиньпина «надавить» на Россию по украинскому вопросу не привело к ощутимым результатам, пишет The New York Times.

Аэропорты Москвы сообщили о штатной работе в снегопад с дождем

Аэропорты Домодедово и Жуковский 7 мая работали в штатном режиме, несмотря на снегопад с дождем в Москве, сообщили представители воздушных гаваней.

ВСУ начали подтягивать резервы в район Часова Яра

Киев стягивает резервы в Константиновку для усиления флангов украинской группировки в районе Часова Яра, сообщил подполковник ЛНР в отставке Андрей Марочко.

На убитом в ЛНР наемнике ВСУ найден шеврон с французским флагом

На одном из тел в захваченном силами Вооруженных сил России опорном пункте под Белогоровкой в ЛНР были обнаружены шевроны, в том числе с изображением флага Франции. Об этом свидетельствует видеозапись осмотра.

Минобороны получило партию модернизированных БМП-3

«Курганмашзавод», входящий в холдинг «Высокоточные комплексы» Ростеха, поставил Министерству обороны России новую партию военной техники, модернизированной с учетом опыта СВО, сообщили в пресс-службе госкорпорации.

ЦАХАЛ взял под контроль КПП «Рафах» на границе Газы с Египтом

Израильские военные контролируют палестинскую сторону пограничного перехода «Рафах» на границе сектора Газа с Египтом, сообщило представительство Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).

Немецкая Uniper увидела риск изъятия активов в России

Германский концерн Uniper обеспокоен решением российского суда, которое может позволить «Газпром экспорту» взыскать с Uniper 14,3 млрд евро и изъять его активы в России и за рубежом, говорится в отчете компании.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?