Сотрудники Амурского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) вскрыли случаи необоснованного роста цен на хлеб, который местные производители объясняют удорожанием муки, при этом продолжая работать на старом сырье. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя ведомства.
В связи с тем, что цены на муку оптовики уже поднимают, цены на хлеб тоже будут подниматься
«Управление взяло на контроль ситуацию с ростом цен на хлеб, и если будет выявлено, что цена завышена искусственно, то мы примем меры реагирования», – рассказал собеседник агентства.
Жители нескольких населенных пунктов Амурской области изменение ценовой политики хлебопеков почувствовали на собственном кошельке. Так, в Белгородской области стоимость одной булки выросла на 3–4 рубля и достигла 18 рублей, а в Тынде у некоторых производителей 550-граммовая буханка хлеба высшего сорта сейчас стоит около 27 рублей.
Оправдывая рост цен, хлебопеки ссылаются на рост стоимости ГСМ и особенно муки. Председатель Ассоциации хлебопеков Приамурья Олег Зимин уверяет, что цена на муку за последнее время выросла на 60%.
В областном УФАС отмечают, что нового урожая зерна еще не было, а значит, хлеб печется из прошлогодней муки, закупаемой по прежним ценам. «По нашему мнению, повышение цены на хлеб необоснованно», – заявила заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Наталья Чернова на встрече с производителями хлеба в Белогорске.
Эксперты соглашаются: пока расходы на производство не выросли, а значит, цены пересматривать (так лихо, чтобы в 1,5–2 раза) рановато.
«Скорее всего, пекари просто создают себе «подушку» – запас прибыли на возможные удорожания в будущем», – комментирует Антон Кротин из компании «Налоговик». «Зерно только собрали, его надо высушить и перемолоть в муку, это не за один день делается. Из новой (дорогой) муки пока ничего не выпекли – не успели. Все из прошлогодней, так что в этой части претензии ФАС вполне обоснованны», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Правда, если сейчас рост цен на хлеб с экономической точки зрения необоснован, в будущем у хлебопеков все равно найдется оправдание.
«Август – сентябрь мы еще работаем на запасах старой муки, но в связи с тем, что цены на муку оптовики уже поднимают, цены на хлеб тоже будут подниматься», – предупреждает генеральный директор ОАО «Бурятхлебпром» Борис Цыденов, слова которого приводит пресс-служба правительства Бурятии.
Аномальная жара и засуха в ряде российских регионов привели к гибели посевов и существенному снижению урожая. Поэтому цены на продовольствие власти взяли на контроль.
Так, президент Дмитрий Медведев поручил правительству и прокуратуре тщательно следить за ценовой политикой на рынке сельхозпродукции, чтобы пресечь действия тех, кто намерен нажиться на тяжелой ситуации.
На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба начала массовое возбуждение дел по всей стране в связи с ростом цен на хлеб и муку. Десятки дел уже открыты в отношении производителей в Республике Татарстан, Курской и Магаданской областях. Антимонопольщики говорят, что это только начало. В Москве в необоснованном завышении цен ФАС подозревает три крупных хлебозавода – №№ 22, 24 и 28, которые занимают более 10% хлебного рынка в столице.
По данным департамента потребительского рынка и услуг столицы, цены на хлеб в социальных магазинах и магазинах шаговой доступности в Москве с конца июля выросли на 10–15%. От 5% до 10% хлеб подорожал и в объектах мелкорозничной сети.
Завысившим цены производителям уже пригрозили оборотным штрафом в размере от 1 до 15% от выручки на конкретном рынке. Правда, пока угрозы работают плохо.
По мнению президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Кацнельсона, без ФАС исключить спекулятивный фактор роста цен будет сложно.
«Ведь компании не из-под полы продают, цены все публичные, проконтролировать можно. Ну и так достаются скелеты из шкафов. В результате будет пара громких дел по продавцам зерна, пара дел по мукомолам, пара дел по пекарям и торговым сетям», – сказал он в интервью газете ВЗГЛЯД.
После этого, считает Кацнельсон, «все быстро успокоится». «Только нужно это сделать быстро, четко и публично», – подчеркнул он.