Бензин дорожает...
В среду Минфин наконец обнародовал конкретные предложения по поводу изменения величины акцизов на бензин и уровня транспортного налога.
Мы будем предлагать правительству и президенту, который будет принимать окончательное решение, повысить ставки акцизов на автомобильный бензин
«Мы будем предлагать правительству и президенту, который будет принимать окончательное решение, повысить ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин на 1 рубль в расчете на 1 литр подакцизных товаров в течение 2011-го, 2012-го, 2013 годов», – цитирует «Интерфакс» руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илью Трунина.
Таким образом, по словам главы департамента, акцизы на бензин третьего класса повысятся с 4,302 тыс. рублей за тонну до 5,672 тыс. рублей за тонну. Он напомнил, что со следующего года ставки акцизов будут дифференцироваться не в зависимости от октанового числа, а в зависимости от экологического класса топлива.
В частности, на дизельное топливо повышение в относительном выражении будет больше, так как акцизы на дизельное топливо меньше, чем на бензин. При этом Трунин подчеркнул, что подобные предложения связаны не столько с повышением доходов бюджета, сколько с формированием дополнительных средств для финансирования дорожного строительства.
И средства эти будут, судя по всему, немалые. Так, по словам Трунина, повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году – 105 млрд рублей, в 2013 году – более 105 млрд рублей.
...А транспортный налог уменьшается
Что же касается величины транспортного налога, то руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина заявил буквально следующее.
По его словам, «мы предлагаем снизить все ставки транспортного налога в два раза и предоставить возможность субъектам РФ принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил». Причиной понижения Трунин назвал то, что «увеличение нагрузки на автовладельцев в связи с повышением акцизов на бензин достаточно серьезное», поэтому необходимо компенсировать это повышение путем снижения ставки транспортного налога.
К слову, отмену с 2011 года транспортного налога в качестве компенсации роста акцизов на топливо поддерживали вице-премьеры Сергей Иванов и Алексей Кудрин.
Трунин отметил, что в случае если данные предложения Минфина будут приняты, то «мы, с одной стороны, сможем сохранить транспортный налог как инструмент фискальной автономии региональных властей, с другой стороны, сможем отменить его для целой категории автовладельцев».
Глава департамента напомнил, что ранее Минтранс предлагал перейти к взиманию платы с большегрузных автомобилей за пользование федеральными автотрассами. Минфин поддерживает данное предложение и предлагает в свою очередь с момента введения такой платы отменить для большегрузных автомобилей транспортный налог.
Плюсы против минусов
Выиграют те, кто имеют в собственности автомобиль мощностью выше 150 л.с., но при этом на нем не ездят
Выиграют или проиграют российские автомобилисты от налогово-акцизных реформ Минфина?
«Очевидно, что, если мы говорим о категориях автовладельцев, для которых транспортный налог предлагается отменить или существенно снизить, выиграют те, кто имеют в собственности автомобиль мощностью выше 150 л.с., но при этом на нем не ездят, – комментирует Илья Трунин. – Те, кто имеют в собственности автомобиль маломощный, но ездят на нем много, будут платить больше».
Что же касается цифры, на сколько может подорожать бензин в рознице в связи с повышением акцизов, то Трунин оценить ее затруднился, ответив весьма уклончиво.
«С одной стороны, мы говорим, что этот уровень тарифа плюс НДС – это увеличение нагрузки для тех, кто покупает топливо, с другой стороны, надо смотреть, как будет действовать спрос и предложение на рынке в отсутствие сговора, – сказал он. – Вообще, необходимо будет посмотреть, насколько это увеличение будет перенесено на розничную цену».
Отраслевые эксперты оценивают предложения Минфина гораздо более конкретно. «Посмотрите: если брать популярный «в народе» 92-й бензин стоимостью более 20 рублей, то величина акцизов в нем и так составляет примерно 2 рубля, – говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Если же цены повысятся еще на 3 рубля, то это больно ударит не только по автолюбителям, но и по большинству россиян, ведь стоимость бензина заложена в цену многих товаров и услуг».
Дорогие дороги
В свою очередь, директор по развитию информцентра «Кортес» Павел Строков приводит расчеты, согласно которым при увеличении акциза на 1,5 рубля и при сохранении потребления бензина на уровне 2009 года бензин в рознице должен подорожать на 7%. Соответственно, если акциз через три года повысится на три рубля, то уже в 2013 году при прочих равных литр самого популярного в Москве 95-го бензина может стоить все 27 рублей (сегодня он стоит в районе 24 рублей).
Таким образом, если в среднем в условии московских пробок на 95-й бензин уходит порядка 4,5 тыс. рублей в месяц, то уже в 2013-м «три рубля Кудрина» могут аукнуться автолюбителям в лишние 560 рублей в месяц или 6,7 тыс. рублей в год.
При этом эксперты уверены, что инициатива Минфина по пополнению дорожного фонда через доходы от увеличения акцизов на бензин не выдерживает никакой критики. Ведь строить дороги в России сегодня едва ли не дороже, чем где бы то ни было в мире.
В частности, по оценкам экспертов, на данный момент средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению с Евросоюзом в 2,6 раза, с США – в 3 раза, с Китаем – в 7,3 раза. Другое сравнение: в Китае один километр дороги стоит 2,4 млн долларов, в США – 5,9 млн долларов, в странах Евросоюза – 6,9 млн, а в России – 17,6 млн долларов.