С 10 утра понедельника Газпром ввел ограничение поставок газа в Белоруссию на 15% с последующим увеличением этого объема до 85%.
Белоруссия может предложить России активы для приватизации в энергетическом секторе
«Темпы снижения (поставок – прим. ред.) зависят от конструктивности переговорной позиции белорусской стороны и готовности решать проблемы, связанные с долгом», – пояснил «Интерфаксу» официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов.
При последней попытке договориться белорусская делегация долг признала, но предложила оплатить его товарами. Однако Россия на это не согласилась.
В Минске ранее заявляли, что санкции со стороны России «зацепят вопросы транзита». Между тем глава Газпрома Алексей Миллер сразу дал понять, что на газоснабжении Европы ограничение поставок не скажется: «Я думаю, на эти проблемы стоит смотреть очень-очень спокойно. Есть техническая возможность поставить газ через Украину в Польшу».
Источник, близкий к российской компании, в понедельник сказал, что сокращение поставок газа в Белоруссию не грозит Европе долговым кризисом. «У Белтрансгаза нет такой гибкости, какой обладает НАК «Нафтогаз Украины», перераспределить ресурсы внутри системы нет возможности, они будут вынуждены договариваться, и договариваться быстро», – уверен он.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты разделяют это мнение.
«Природа нынешнего «газового кризиса» очень похожа на прошлогодние разбирательства России и Украины. Их объединяют разногласия сторон – неплатежи за газ и диспут по поводу будущих цен. Однако в ситуации с Белоруссией последствия могут быть гораздо более легкими», – считает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров.
«Во-первых, транзитная способность Белоруссии меньше, чем Украины. То есть уже по определению эффект от сокращения поставок будет меньше. Во-вторых, есть потенциальная возможность дублирования – через ту же Украину в Польшу и, возможно, дальше в Германию», – пояснил эксперт.
Однако определяющим фактором он назвал «другое время». «В ситуации с Украиной это был январь – пик отопительного сезона. Сейчас июль – август – самый мертвый сезон для газовиков», – пояснил Назаров.
В самом Газпроме ранее заявляли, что в первом полугодии закачаны рекордные объемы газа в европейские ПХГ. «Фактически без ущерба своим европейским операциям Газпром, думаю, несколько недель сможет спокойно пережить без транзита через территорию Белоруссии», – полагает Назаров.
О каком-то реальном ущербе для российской стороны можно будет говорить только по истечении этого срока.
«Поставки газа для Белоруссии пока прекращены на 15% , поэтому существенного влияния на европейских потребителей это не окажет», – соглашается старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. При этом эксперт уверен, что уже в ближайшие дни проблема будет решена.
Сумма долга невысока и посильна для Белоруссии, конфликт же в большей степени относится к «делу принципа», добавляет главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Эксперт предполагает, что «Белоруссия может предложить России активы для приватизации в энергетическом секторе».
«Отличие от конфликта с Украиной заключается в том, что у нас есть четкий контракт (в случае с Украиной он не работал), с белорусской стороной у России нет посредников, а в Украине они были. И последнее: у Газпрома на территории Белоруссии есть актив – это 50% Белтрансгаза, и белорусская сторона может каким-то образом разыгрывать и эту карту», – рассуждает Лютягин.
По мнению Назарова, главный вопрос для Белоруссии состоит в более комплексном подходе к будущему ценообразованию на газ и формированию Таможенного союза, а вместе с этим решению вопросов по пошлинам на нефть, газ и так далее. «Если удастся решить эти вопросы, думаю, платеж за газ не заставит себя ждать», – полагает он.
Тем временем Минск решил, что лучшая защита – это нападение, и припомнил России долги за транзит.
«На сегодняшний день имеется задолженность Газпрома за транзит. Она подтверждается реальными документами, и непонятно, почему руководство Газпрома не знает об этой ситуации. Их службы не докладывают, а руководство Газпрома вводит в заблуждение президента России», – заявил в понедельник представитель Белтрансгаза.
По его словам, позиция Белтрансгаза «заключается в том, что предпринятое ограничение поставок газа в Белоруссию является незаконным и необоснованным, оно ничем не задокументировано».
Российский эксперт в газовой отрасли пояснил, что коллизия в отношениях Газпрома и Белтрансгаза возникла из-за отсутствия подписанных сторонами актов приемки поставленного газа. «Акты приемки газа в этом году сторонами вообще не подписывались, так как Газпром указывает в них контрактную цену, а белорусская сторона платила по прошлогодней среднегодовой цене», – сказал он.