Вице-премьер РФ Игорь Сечин призвал разбираться с вопросом о претензиях Белоруссии к ОАО «Газпром» в судебном порядке.
Если у Белоруссии есть к России какие-либо претензии, «они должны были оформить документы и их предъявить нам
«В суде разберемся, кто кому должен», – сказал он в кулуарах Петербургского экономического форума, передает «Интерфакс».
Таким образом вице-премьер ответил на прозвучавшее накануне заявление первого замминистра энергетики Белоруссии Эдуарда Товпенца. В пятницу Товпенец заявил, что долг Белоруссии за газ равен долгу Газпрома за транзит – оба составляют около 200 млн долларов. При этом он не исключил, что возможные санкции со стороны России «зацепят вопросы транзита».
По словам Сечина, белорусская сторона в одностороннем порядке определила себе право назначать цену за транзит. Со своей стороны, Газпром с этим не согласен и предпринимает действия по приведению ситуации в соответствие с контрактами. «Я думаю, что Газпром в данном случае прав», – добавил Сечин, сообщает РИА «Новости».
Кроме того, российские власти предупредили, что готовы задействовать международные правовые механизмы в случае угрозы транзиту энергоресурсов через Белоруссию. Об этом, в частности, заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко. «Если у нас возникнут опасения, связанные с прерыванием транзита, мы задействуем международные правовые механизмы раннего предупреждения, которые существуют между Россией и Евросоюзом», – сказал Шматко. Комментируя заявления Товпенца, Шматко отметил: «Не могу поверить, что это ответственное заявление ответственного человека».
Белоруссия с начала этого года платит за российский газ не по контрактной цене в 169 долларов за тыс. кубометров, а по установленной ею в одностороннем порядке цене 150 долларов, в результате чего уже задолжала 192 млн долларов. Газпром предупредил, что с 21 июня может ограничить Белоруссии поставки газа на 85% в случае неурегулирования долга.
О том, что Газпром может применить в отношении Минска ограничительные меры, стало известно во вторник. Тогда президент России Дмитрий Медведев дал Белоруссии пять дней на решение вопроса о погашении газового долга. В противном случае, указал он, Москва применит «строгие меры».
Уже в среду Миллер направил Белтрансгазу очередное письмо, потребовав строго придерживаться контракта и выплатить долги.
Но в самом Минске дали понять, что не платят из принципа. В частности, Белоруссия настаивает на обсуждении своих долгов за российский газ только в контексте базовых принципов заключения четырехлетнего контракта на поставку газа в Белоруссию в 2008–2011 годах. Контракт якобы содержит механизм постепенного роста понижающего коэффициента к цене.
Однако в Газпроме не сомневаются, что деньги на оплату российского голубого топлива у Минска есть, так как российский концерн выкупил 50-процентную долю Белтрансгаза за 2,5 млрд долларов, которые были направлены «на компенсацию повышения цены на газ».
«Газпром в этом году полностью оплатил 50-процентную долю Белтрансгаза, и в этом году был последний транш оплачен в размере 12,5% на сумму 625 млн долларов», – сообщил Алексей Миллер.
В ответ на это президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что у республики существует долг перед Россией за поставленный газ лишь с точки зрения российской стороны, а с его точки зрения, этого долга нет. При этом он выразил надежду на то, что стороны смогут придти к соглашению по спорным вопросам.
«Мы ведем переговоры, если исходить из точки зрения России – это долг за газ, если исходить из того, что я сказал, никакого долга нет. Я думаю, договоримся», – заявил Лукашенко. «Если мы согласимся, что это долг, и России трудно оставить прошлогоднюю цену на газ, то мы будем платить, найдем деньги», – добавил он.
Президент признал, что страна «по газовой тематике работает на уровне прошлого года», то есть Белоруссия платит за газ по прошлогодним ценам. Но глава государства считает, что Москва должна войти в ее положение, так как братская страна «выходит из кризиса».
«Страна только выходит из финансово-экономического кризиса, нам сейчас непросто, – сказал Лукашенко. – Нельзя нас таким образом наклонять. Для Украины цена понизилась на 30%, для Венгрии идет понижение, но почему для нас решили поднять цену на 30%?»
Тем временем вице-премьер РФ, председатель совета директоров Газпрома Виктор Зубков сообщил в субботу, что власти Белоруссии не предоставляли России документы о задолженности за транзит газа. По словам Зубкова, если у Белоруссии есть к России какие-либо претензии, «они должны были оформить документы и их предъявить нам». «Они документы не представили», – сказал он, передает «Интерфакс».