ГТС останется в собственности Украины
В обмен на эти гарантии мы готовы рассмотреть вопросы участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС Украины
Украина готова рассмотреть вопрос участия ЕС и России в менеджменте и модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. Об этом заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.
«Европа должна дать гарантии России, что будет покупать у нее газ, а Россия должна дать гарантии нам, что будет перекачивать эти объемы газа по нашей газотранспортной системе, а не будет строить обходные транспортные пути, которые сделают нашу систему ненужной. Мы должны получить такие гарантии. В обмен на эти гарантии мы готовы рассмотреть вопросы участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС Украины», – заявил Азаров, передает ВВС.
Однако при этом он добавил, что ГТС останется в собственности Украины. «И я не думаю, что это удивит наших российских партнеров, ведь они понимают, что с таким ценным активом ни одно государство не хотело б расстаться», – отметил он.
Три месяца на решение проблемы
Накануне этого заявления Николай Азаров сообщил, что Украина и Евросоюз в течение лета 2010 года могут выработать план по модернизации украинской газотранспортной системы на 2011 год.
«25 июня в Брюсселе будет очень важная встреча комиссаров ЕС вместе с нашим министром топлива и энергетики, на которой в том числе будет обсуждаться эта тема. Я думаю, что мы должны в течение лета найти решение этой проблемы и разработать на 2011 год вполне конкретную программу модернизации ГТС», – цитирует Азарова «Униан».
Напомним, что в марте 2009 года Украина подписала с Евросоюзом совместную декларацию о модернизации ГТС. Тогда взамен на обещания создать «прозрачный» рынок Украина рассчитывала на миллиардные инвестиции в ГТС. При этом Киев и Брюссель практически исключили Москву из обсуждения вопроса.
Позже и Украина, и ЕС заявили, что хотят видеть в этом проекте Россию. Как сказал в мае этого года глава Газпрома Алексей Миллер, российский холдинг и его европейские партнеры заинтересованы в участии в проекте консорциума.
Премьер-министр России Владимир Путин в конце марта также отметил, что Россия позитивно относится к идее создания консорциума для модернизации ГТС Украины и готова вкладывать средства.
Для справки: ГТС Украины протяженностью 37,5 тыс. километров включает 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа общим объемом 32 млрд кубометров. Пропускная способность системы в европейские страны составляет 141 млрд кубометров газа в год.
Зачем вкладываться в модернизацию?
Если будут подписаны долгосрочные контракты по обязательствам, поставкам, транзиту, то контрольный пакет акций и не будет нужен
Эксперты скептически относятся к идее российских инвестиций в модернизацию ГТС Украины. «Зачем вкладываться в модернизацию и при этом не иметь долю в консорциуме и не иметь возможность влиять на управление? Здесь закладываются большие риски», – комментирует газете ВЗГЛЯД директор Международного института политэкспертизы Евгений Минченко.
«Газпром все равно не добьется покупки контрольного пакета акций в ГТС Украины, – дополняет коллегу аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин. – Они могут получить контроль, но, скорее всего, там будет все на равных. Либо доля акций будет у каждого по 33,3%, либо Газпром и Нафтогаз поделят трубу пополам, но и в этом случае Газпром не получит больше 50%».
Украина просится в Россию
Один из вариантов, с помощью которого Украина хочет добиться от России модернизации своей ГТС, – это допущение Москвы к своей «трубе» в обмен на совместную добычу углеводородов в России. Как сообщает «Коммерсант», Нафтогаз планирует ежегодно добывать в России совместно с Газпромом 30 млрд кубометров газа, что составляет более 5% всей добычи российского голубого топлива.
Киев интересует добыча на Уренгойском или Астраханском газоконденсатных месторождениях. Обмен активами предлагается по аналогии с Ачимгазом, в котором немецкая Wintershall получила 49% в обмен на 50% в своем трейдере Wingas.
Ачимовские залежи Уренгойского месторождения с запасами 1 трлн кубометров газа и 200 млн тонн конденсата Газпром начал осваивать год назад.
На прошлой неделе Виктор Янукович заявил, что Киев готов предоставить России долю в Укртрансгазе или право продавать больше газа на внутреннем рынке. Эти инициативы обсуждаются с конца апреля, когда премьер России Владимир Путин выдвинул идею слияния Нафтогаза и Газпрома.
Эксперты полагают, что участие Украины в разработке российских месторождений не так невероятно, как кажется на первый взгляд. «Это станет возможным, если месторождение будет с запасами более 1 трлн кубометров газа. Если Украина будет предоставлять финансирование для разработок, то это могло бы быть интересно Газпрому. На том же Ямале российский концерн активно ищет партнеров», – комментирует Дмитрий Лютягин.
Вместе с тем эксперт считает, что такая инициатива носит скорее политический характер, чем экономический. «У Нафтогаза сейчас сложности с финансами, а для разработки месторождения необходимо от 2,5–3 млрд долларов, то есть от Украины потребуется порядка 1,5 млрд долларов», – резюмировал Лютягин.