Как быть тем, кому на работу надо ехать на автомобиле? Выход всё равно один – велосипед
О том, что правительство рассматривает возможность отмены транспортного налога с 2011 года, в пятницу заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи.
«Речь идет о том, что начиная с 2011 года будет, возможно, отменен вообще транспортный налог», – сказал чиновник.
По мнению Иванова, «это новость порадует многих автолюбителей, которые по тем или иным причинам редко эксплуатируют свои транспортные средства». «Они будут платить гораздо меньше», – отметил он.
Впрочем, говоря об «отмене налога», Иванов дал понять, что транспортный налог фактически будет включен в стоимость бензина.
«Правительством предусмотрены целевые поступления от увеличения акцизов на нефтепродукты, что, собственно говоря, является мировой практикой, а также введение платы за проезд по автодорогам общего пользования транспортных средств общей массой свыше 12 тонн», – пояснил вице премьер, слова которого приводит РИА «Новости».
Мнения экспертов относительно планов правительства по замене транспортного налога акцизами на бензин разделились. Аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов считает такое решение вполне «рациональным».
«Будет реально видно, как эксплуатируются автомобили. Одно дело – когда у вас в гараже стоит какой-нибудь раритетный автомобиль, вы на нем практически не ездите, но платите высокий транспортный налог. Другое дело – когда вы рассекаете на малолитражке по 100 километров в день. И платите меньше. Поэтому с точки зрения реального использования транспорта это правильное решение», – рассуждает эксперт.
Конечно же, повышение акцизов на нефтепродукты приведет к удорожанию бензина. Но в этом случае затраты автолюбителя будут зависеть от его «активности», то есть фактического потребления топлива.
«При отмене транспортного налога не будет фиксированного налогового платежа для «всех», как сегодня, то есть и для автовладельцев, использующих автомобили каждый день, и для тех, кто пользуется авто только время от времени (по выходным, на дачу, только летом и т. д.). Таким образом, будет проведена дифференциация между автовладельцами в зависимости от частоты использования машины и фактического потребления бензина», – солидарна с коллегой руководитель департамента налоговой практики юридической компании «Велес Лекс» Юлия Пудыч.
Подобный подход, по мнению экспертов, один из главных плюсов замены транспортного налога. Хочешь ездить – плати. К тому же, по мнению Союнова, подобное решение – еще и большой плюс с точки зрения экологии: россияне, скорее всего, начнут пересаживаться на более экономичные автомобили. «Это тенденцию мы уже видели в начале 2000-х годов в США, когда местные любители крупногабаритных мощных внедорожников меняли их на более малолитражные авто», – отмечает Союнов.
Это новость порадует многих автолюбителей, которые по тем или иным причинам редко эксплуатируют свои транспортные средства
Впрочем, не все разделяют подобное мнение. «Повышение акцизов на нефтепродукты в понимании простых обывателей выглядит по меньшей мере странно, – говорит юрист компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. – Ведь если поднимают акцизы на табак и алкоголь, то это ещё можно объяснить заботой о здоровье нации, но если поднимают акцизы на топливо, то что? Теперь всем нужно пересаживаться на велосипеды?»
К числу негативных последствий реализации идеи наполнить бюджет дорожного фонда за счет повышения акцизов и введения платы за пользование дорогами эксперт относит и рост стоимости перевозок. «Несмотря на плохие дороги, до 40% грузов перевозятся автотранспортом. Стоимость перевозок непременно увеличится, а как следствие, увеличится и стоимость перевозимых грузов», – уверен Липатов.
Это, в свою очередь, приведет к росту цен на все остальные товары, иными словами, к росту инфляции. «Вряд ли это сильно поможет отремонтировать дороги, ведь и стоимость работ непременно вырастет...» – полагает эксперт.
Напомним, на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин сообщил о создании целевого бюджетного фонда, задачей которого будет финансирование строительства и ремонта дорог.
В Минтрансе заявили, что федеральная часть этого фонда может пополняться за счет перераспределения зачисления увеличенных акцизных сборов, в том числе на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла, акцизов на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России.
По расчетам Минтраса, это позволит в год аккумулировать в фонде до 475 млрд рублей, чего должно хватить на содержание и ремонт автодорог, пояснили в ведомстве.
Мысли правительства об улучшении российских дорог приятных эмоций у экспертов не вызывают. «Зачем перекладывать на конечного потребителя бремя содержания дорог, используемых преимущественно для коммерческих задач?» – задается вопросом Липатов.
По его мнению, было бы проще поднять транспортный налог для организаций или взять часть средств из резервного фонда, чтобы ремонтировать дороги.
Юрист обратил внимание на один принципиальный нюанс. «Отменить собираются региональный налог, а ввести федеральный. По сути, это будет увеличение федерального фонда за счет опустения фондов субъектов. Возможно, что ремонтировать дороги уровня ниже федерального значения будет просто не на что», – предположил он.
Радоваться могут только те, кто редко эксплуатирует своих «железных коней». «А как быть тем, кому на работу надо ехать на автомобиле? Выход всё равно один – велосипед, жалко только, что зимы у нас холодные и снежные», – иронизирует Липатов.