В пятницу на конференции «Энергетический диалог: Россия – Европейский союз. Газовый аспект» в Берлине президент Gaz de France Жан-Франсуа Сирелли заявил о том, что компания начала переговоры с Газпромом с целью преодоления возникающих сложностей и наращивания дальнейшего партнерства.
Чтобы преодолеть возникающие сложности, мы должны пересмотреть свою политику в области заключения контрактов
«Долгосрочные контракты приобретают все меньшее значение, (...) необходимо адаптировать ситуацию, и, чтобы преодолеть возникающие сложности, мы должны пересмотреть свою политику в области заключения контрактов», – заявляет Сирелли, передает ИТАР-ТАСС.
Почему пятничное заявление Сирелли столь важно? Дело в том, что основную часть газа Газпром продает в Европу как раз по долгосрочным контрактам, в которых цена газа привязана к нефтяным котировкам с лагом в 6–9 месяцев. Но сейчас на рынке сжиженного природного газа (СПГ) возник переизбыток сырья, что было спровоцировано развитием добычи сланцевого газа в США. Это привело к тому, что спотовые цены на СПГ значительно снизились, долгосрочные контракты с Газпромом стали невыгодны европейским покупателям.
Ранее уже германская компания E.On Ruhrgas обратилась к «Газпром экспорту» с требованиями о снижении контрактной цены или изменении некоторых других контрактных условий.
Требования были обусловлены существенными изменениями на рынке, прежде всего снижением спроса на газ вследствие кризиса и увеличением предложения, в том числе на ликвидных торговых площадках. Кроме того, свою роль сыграл и разрыв в ценах с привязкой к нефтепродуктам по долгосрочным контрактам и на спотовых рынках.
Тогда по результатам переговоров было принято решение предусмотреть меры, которые бы обеспечивали конкурентоспособность российского газа в сложившихся условиях. В частности, в отношении определенной доли поставляемых объемов была введена привязка к спотовым ценам с изменением условий отбора (100-процентные суточные обязательства «take-or-pay»), сообщает ИТАР-ТАСС.
Напомним, в феврале этого года Газпром утвердил изменения условий контрактов на поставку газа с крупнейшими европейскими потребителями. В ближайшие три года концерн будет продавать им около 15% всего газа по спотовым ценам, которые сейчас примерно на 25% ниже предусмотренных в долгосрочных контрактах.
В начале апреля текущего года Газпром заключил долгосрочные контракты на поставку в Европу 3,1 трлн кубометров газа до 2030 года. Тогда в интервью телеканалу Russia Today председатель правления Газпрома Александр Медведев заявил, что «будущее газовой индустрии по-прежнему опирается на долгосрочные контракты».
«Конечно, наши договорные отношения отражают некоторые новые тенденции, но основа рынка останется неизменной», – добавил Александр Медведев.
Европейский рынок газа является для Газпрома стратегическим. Но здесь у российского концерна появляются конкуренты. Так, Мировое энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует рост предложения сжиженного природного газа в ближайшие годы в Европе на 50%. Это делает рынок СПГ конкурентным и может привести к пересмотру системы ценообразования на газ.
Причем предложение СПГ растет в основном с Ближнего Востока и из Северной Африки. Так, если в 2008 году мощность терминалов этих стран по регазификации СПГ в Европе составляла 74 млрд кубометров газа, то в 2009 году – уже 128 млрд кубометров газа в год.
Поэтому рынок газа в Европе становится очень конкурентным, и Газпрому становится все сложнее удержать свои позиции. В этом смысле конкурентным преимуществом Газпрома может стать как раз изменение ценовой политики.
В прошлом году система долгосрочных контрактов Газпрома дала сбой: концерн выдвинул европейцам штраф в размере 2,5 млрд долларов за недобор в объеме 8–9 млрд кубометров газа. Учитывая этот неприятный опыт, можно сделать вывод, что европейцы просто хотят лишний раз себя обезопасить.
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты считают, что Газпром никогда не откажется от долгосрочных контрактов. «На основе долгосрочных контрактов Газпром строит стратегию своей политики и планирует свой бизнес. Не заключив контракт, концерн не будет добывать», – комментирует аналитик «Банка Москвы» Сергей Вахрамеев.
Вместе с тем эксперты считают, что в будущем, по мере выхода Европы из кризиса, спрос на газ будет расти, а значит, спотовые цены постепенно стабилизируются. «Раньше спотовые цены были более конкурентными, чем цены по долгосрочным контрактам. Сейчас же мы наблюдаем стабилизацию спотовых цен. А с выходом еврозоны из кризиса позиция Европы по отношению к долгосрочным контрактам не будет такой сильной, как сейчас», – продолжает эксперт.
Для справки: по оценкам Банка Москвы, к 2015 году спотовая цена на сжиженный газ будет в районе 240 долларов за тысячу кубометров газа, а контрактная цена – 343 доллара за тысячу кубометров газа. Сейчас же спотовая цена составляет примерно 180–190 долларов, а цена по контракту в целом на этот год – 315 долларов.