Речь идет о возможности его совместного производства и создания совместного предприятия, но потом и разделения прав
«Это будет самолет в новом облике, в новом виде и в новой рыночной оболочке. Речь идет о возможности его совместного производства и создания совместного предприятия, но потом и разделения прав», – заявил Иванов накануне на встрече с российской прессой в посольстве РФ в США.
Он рассказал о возможности закупок самолета российскими и американскими покупателями, как военными, так и гражданскими.
«Предусматривалось бы также и последующее техническое обслуживание самолета, то есть полностью совместный проект по созданию самолета и его обслуживанию», – отметил вице-премьер.
По его словам, «американцы изучают наши предложения, в том числе изучает и Пентагон».
Пентагон зафрахтовал парк уже имеющихся у России этих самолетов до 2016 года.
«Сейчас наши российские самолеты Ан-124, сделанные еще в Советском Союзе, эксплуатируются в интересах американских потребителей. Такой самолет было бы дешевле всего собирать в Ульяновске. Самолет, по существу, гражданский, транспортный, и я не вижу проблемы в передаче технологий», – добавил Иванов, слова которого приводит «Интерфакс».
Надо сказать, идея о том, чтобы авиастроители России и США спроектировали транспортный самолет нового поколения, принадлежит президенту России Дмитрию Медведеву.
Еще в ноябре прошлого года в ходе визита на предприятие «Авиастар-СП», образованное на базе самолетного производства Ульяновского авиационного промышленного комплекса, глава государства предложил подумать о возможности кооперации России и США в этом направлении.
«Надо перспективные модели создавать», − сказал Медведев, когда речь зашла о планах развития завода. В качестве примера он привел как раз Ан-124 «Руслан». «Рынок огромный, объемы перевозок тоже, а практически в мире такие самолеты не выпускаются», − посетовал президент, добавив, что единственным аналогом отечественного «Руслана» может быть только американский самолет Си-5.
«Кто-то эту нишу займет, − предупредил Медведев. − Лучше, если это будем мы. А можно сделать это и вместе с американцами».
Для справки: крупнейший в мире серийный транспортный самолет «Руслан» способен перевозить до 130 тонн груза на расстояние более 3 тыс. километров. Он был создан в КБ имени Антонова на Украине в 1982 году. Модификации Ан-124-100 и Ан-124-100М-150 выпускались в Киеве и Ульяновске до 1995 года, всего было произведено 56 таких машин. Из них «в строю» осталось 25 самолетов, цена каждого из которых составляет более 100 млн долларов. При этом по большинству полетных и эксплуатационных характеристик Ан-124 превосходит американский C-5, лидировавший в этом классе с конца 1960-х годов.
Ранее опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты уверяли, что «Руслану» не надо бороться за заказчиков − он и без того уже завоевал рынок. Спрос на такую технику высок в любой стране, даже несмотря на то, что во многих государствах есть преференции только для национальных авиаперевозчиков. Все дело в том, что иногда приходится перевозить такие грузы, с которыми может справиться только Ан-124.
Кроме того, у «Русланов» есть богатый опыт использования в интересах как отечественных военно-воздушных сил, так и оборонных ведомств США и ряда других западных стран.
Эксперты тогда предположили, что Медведев, говоря о возможной кооперации российских и американских авиастроителей, имел в виду не только сотрудничество по модернизации «Русланов». Дело в том, что эти самолеты крайне востребованы на рынке перевозок уникальных негабаритных сверхтяжелых грузов (порядка 650−700 млн долларов по итогам 2008 года), однако, несмотря на свои размеры, он значительно уступает общему рынку грузовых перевозок (продуктов, бытовой техники и т. д.)
«И как раз на этом наиболее востребованном направлении отечественные производители, к сожалению, занимают мизерную долю, − отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. − Так что возможная кооперация авиастроителей России и США, скорее всего, подразумевает создание военно-транспортной машины как раз в этом сегменте».
Тем более что, как отмечает эксперт, создание нового поколения тяжелого транспортного самолета – дорогостоящая задача с вложениями в миллиарды долларов, что на фоне кризиса не по плечу какому-то одному государству.