− Андрей Геннадьевич, против какого типа преступников направлены одобренные Госдумой поправки?
Изменения в Уголовный кодекс позволят предотвращать рейдерские захваты на самой начальной их стадии
− Под ударом окажутся сразу два типа рейдеров − «черные» и «серые». Разница между ними примерно такая же, как между грабителем и продавцом паленой водки. Результат, правда, один и тот же − денег нет и человек в больнице.
Прообразы «черных» рейдеров мы часто видим в сериалах − это люди, которые приходят на предприятия с дубинками, оставляя после себя следы крови и копейки в кошельках акционеров.
«Серые» специализируются на «гринмэйле», то есть недружественном поглощении предприятий. Порой правоохранительные органы сталкиваются прямо-таки с «ювелирной работой» подобных преступников. Проблема в том, что вмешательство в деятельность акционерного общества почти всегда выглядит законно, так как основывается на факте владения настоящими корпоративными правами.
Депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Назаров (фото: dumainfo.ru) |
− И каким же образом принятие президентских поправок позволит упечь таких махинаторов в тюрьму?
− Изменения в Уголовный кодекс позволят предотвращать рейдерские захваты на самой начальной их стадии. А не в тот момент, когда имущество компании уже похищено или выведено из-под контроля собственника иным противоправным способом. При таком раскладе истребовать, как говорится, нажитое непосильным трудом будет сложно, в том числе ввиду ограничений, предусмотренных институтом защиты добросовестного приобретателя.
С другой стороны, противостоять «серому» рейдерству можно уже сейчас, не доводя дело до суда. Ведь преступников надо еще, как говорится, взять с поличным. И одним из лучших способов противодействия, как это ни банально, может оказаться строгое соблюдение действующего закона и сильная юридическая поддержка предприятия. Тогда не придется доказывать связь между судебными решениями, действиями судебных приставов, повлекшими остановку производства, арестом счетов или запретом на проведение деятельности, и действиями неких «миноритарных акционеров» − рейдеров.
− Кстати, о поимке с поличным. Не получится ли так, что за решетку попадут не сами рейдеры, а подставные лица, которых и возьмут на фальсификации своей рукой протоколов и реестров?
− Напротив, если будет доказан факт наличия преступной группировки, в тюрьму отправится вся компания. И на гораздо более длительный срок, чем предусмотрено для совершивших преступление в одиночку. Не стоит забывать и о таком механизме, как «сделка с правосудием».
Конечно, одним введением в Уголовный кодекс новых составов «рейдерских» преступлений искоренить это зло не удастся. Но в любом случае надо с чего-то начинать. И, на мой взгляд, лучше всего это делать с изменений в УК и УПК.
Шаг крайне своевременный с учетом того, что волна рейдерства уже дошла и до регионов. Во многих субъектах Федерации именно сейчас начинается активный захват и перепрофилирование земель сельскохозяйственного назначения. Например, только в 2008 году в Подмосковье в результате захватов сменились собственники в 248 хозяйствах.
При этом МВД расследовало в 2009 году только 53 преступления, связанных с захватом собственности. Это говорит либо о том, что правоохранительные органы сознательно недорабатывают, либо о том, что им остро не хватает инструментария. Президентский законопроект такой инструмент следственным органам как раз и предоставляет и тем самым создает правовые механизмы защиты капитала.
− Стоит ли ожидать каких-то изменений к законопроекту в ходе его подготовки ко второму чтению?
− Мы уже приступили к обсуждению предложений СКП РФ и самих предпринимателей в части борьбы с предпринимательством, которые могут быть оформлены в виде поправок ко второму чтению законопроекта. Например, было бы достаточно логично вывести дела о рейдерстве из подследственности МВД и передать их СКП.
Мы также с интересом восприняли предложение, касающееся участия собственника при рассмотрении судом вопроса об аресте его имущества. Это позволит исключить ситуации, когда рейдеры, прибегая к услугам коррумпированных следователей, инициируют арест собственности.