«Такой рост доходов – это нереально»
− В понедельник кабинет министров Украины передал на рассмотрение в Верховную раду проект бюджета Украины на 2010 год. Парламентское большинство не скрывало своего удовольствия от того, что дефицит бюджета страны составит 57,745 млрд гривен, то есть значительно меньше ожидаемого...
Рост доходов на 40% – это нереально, что дает цифру завышения доходов около 30 млрд гривен
– Нет, там нет таких цифр. На самом деле цифра дефицита в 57,745 млрд гривен взята по прошлому году, а реально в дополнениях по финансированию дефицита его размер указан в размере 88,2 млрд гривен, что составляет 8,1% ВВП. И даже эта цифра неполная, это только часть дефицита. Реальный дефицит составляет около 170 млрд гривен.
– Также команда Николая Азарова оценивает доходы бюджета Украины в 2010 году в размере 267,452 млрд гривен...
– Такой рост доходов – это нереально. В общий фонд государственного бюджета они хотят получить 218,7 млрд гривен. Это на 40% больше, чем в прошлом году! Завышение составляет не менее 30 млрд гривен.
«Чудес не бывает»
– А как вы оцениваете расходы бюджета Украины, которые составят 323,556 млрд гривен?
− Проблема заключается в отсутствии зафиксированной цифры расходов. Это позволяет правительству увеличивать статьи расходов. Поэтому расходы могут быть больше, но сейчас очень трудно гадать, какие будут превышения. Некоторые, конечно же, указаны – 5 млрд гривен на Главный фонд, превышение сумм, полученных от международных организаций, в районе 5 млрд долларов, тоже ложится на дополнительные расходы. Поэтому, по моим оценкам, объем таких расходов будет в районе 20 млрд гривен. Так и получается в общей сложности дефицит 168−170 млрд гривен.
– Согласно проекту бюджета Украины, в этом году страна должна получить от Международного валютного фонда 2 млрд долларов, от Всемирного банка − 500 млн долларов. Реально ли Украине получить такие деньги, и не легче ли было занять на внутреннем рынке?
– Во-первых, для того чтобы не заимствовать, необходимо не иметь дефицита бюджета. Чудес не бывает. Кредиты МВФ и ВБ – это самые дешевые кредиты. На внутреннем рынке можно занять под 12−14%, а МВФ и ВБ предлагают под 2% годовых. То есть занимать на внутреннем рынке в шесть раз дороже.
«Цена не изменилась»
– Как вы считаете, скидки в формуле цены газа, на которые пошла Россия, повлияют на сокращение дефицита бюджета?
– На самом деле, цена не изменилась по сравнению с прошлым годом – 230 долларов за тысячу кубометров. Вообще, соглашения между Россией и Украиной очень непростые. Начнем с того, что те же 100 долларов − это не скидка, а признание недооплаты за аренду Черноморского флота. Поэтому никаких скидок здесь нет.
– И все же насколько была, с вашей точки зрения, уместна формула «газ в обмен на флот»?
– Была необходима зеркальная формула соглашения. Когда, с одной стороны, учитывалось бы понятное требование Газпрома продавать газ по европейским ценам, а, с другой, международные ставки транзита. В качестве базиса взяли цену на газ на границе с Италией, а мы ведь покупаем газ на 2,5 тысячи километров ближе.
– Тогда как, с вашей точки зрения, можно было повернуть диалог с Россией по газовой теме?
– Вести переговоры. Речь идет о зеркальных соглашениях. Если мы выходим на мировые цены, то, пожалуйста, меняйте ставки по транзиту. Словакия установила эту ставку в районе 4,7 долларов, в Австрии еще больше – более 6 долларов за 1 тысячу кубометров транзитного газа на 100 км. А у нас ставка не 4,7, а 1,7 долларов.
«Не ошибаюсь и сейчас»
– Давайте перейдем к оценке нового премьер-министра Николая Азарова. Как вы считаете, удастся ли ему в целом выправить ситуацию в экономике?
– Пока у меня нет оснований для оптимизма. Чтобы это понять, достаточно разговора по дефициту бюджета.
– То есть вы считаете, что проект бюджета-2010 означает полный проигрыш новой команды?
– Расходы новой команды превысили своих предшественников. Когда мы принимали бюджет 2009 года, я всем говорил, что дефицит бюджета не может быть в районе 3% ВВП. Тогда я еще заявлял, что доходы завышены – на те же 30 млрд гривен. Так и получилось – их и не получили в конце года. Закончилось тем, что страна имела дефицит не 3%, как обещали, а 11% ВВП – в четыре раза больше. Я не ошибся в оценках прошлого года. К сожалению, не ошибаюсь и сейчас.
«Сократить расходы Пенсионного фонда»
– То есть вы не верите, что новому правительству удастся выправить экономику?
– Есть основные риски для экономики со стороны бюджета. Ключевой документ страны не сбалансирован. Как он может быть сбалансирован, если в казне не хватает 170 млрд гривен?!
– Но можно ли было вообще в той ситуации, в которой оказалась Украина, принять сбалансированный бюджет?
– Конечно. Для этого необходимо было сократить расходы Пенсионного фонда и решить проблему по газу. Это две дырки, которые делают бюджет дефицитным. Расходы Пенсионного фонда уже сравнялись с расходами Общего фонда. Кроме того, это социальная политика – государство предоставляет льготы гражданам, которые не нуждаются в субсидировании. Социальную поддержку получают люди, которые имеют даже очень большие доходы.