Московский мир
В понедельник главы Газпрома и итальянской Eni Алексей Миллер и Паоло Скарони на встрече в Москве «высказали единое мнение о необходимости активизации работы компании специального назначения South Stream AG (газопровода «Южный поток»). Как говорится в сообщении российской газовой монополии, компании подтвердили готовность выполнить все договоренности по «Южному потоку», а также поддержали присоединение к проекту французской EDF.
Компании подтвердили готовность выполнить все договоренности по проекту «Южный поток
Заявление Eni и Газпрома о необходимости скорейшей реализации «Южного потока» вышло на фоне комментариев о растущей напряженности в отношениях между двумя компаниями.
Так, начальник департамента внешнеэкономической деятельности Газпрома Станислав Цыганков в минувший четверг заявил, что итальянцы блокируют развитие проекта. «Ничего конструктивного с их стороны нет, никаких вещественных доказательств работы», − заявлял Цыганков.
Топ-менеджер Газпрома добавил, что итальянская сторона не согласовывает как рабочие программы, так и уже проведенные изыскания. «Не говорю уже про платежи с их стороны, мы за все пока платим сами», − сказал он, подчеркнув, что российская компания все свои обязательства выполнила «как из пушки». Здесь имеется в виду оплата опциона за долю в «Газпром нефти» и «Северэнергии».
Со стороны же Eni, как подчеркнул Цыганков, нет ничего, кроме скандала в рамках системы take-or-pay («бери или плати»). «По моему мнению, прогресс «Южного потока» (морской части) несущественный, исходя из отсутствия адекватной работы со стороны итальянских партнеров», − сказал он.
Амбициозный проект
Для справки: доли Газпрома и Eni в компании-операторе «Южного потока» составляют 50%. Газопровод протяженностью около 900 километров предполагается проложить по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. По этой трубе, производительность морского участка которой составит 63 млрд кубометров в год, с 2015 года должно экспортироваться около 35% общего объема поставок российского газа в Европу.
Согласно официальным прогнозам, первый газ по «Южному потоку» пойдет в 2015 году. Об этом в феврале телеканалу Russia Today говорил заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев. Первый вице-премьер Виктор Зубков отмечал, что подготовительные работы по прокладке газопровода «Южный поток» могут завершиться в сентябре − октябре 2010 года, «чтобы уже с осени приступить к строительству».
Корень проблем
По мнению Валерия Нестерова из «Тройки-Диалог», «разлад» в отношениях Газпрома и Eni наступил после того, как глава итальянской компании Паоло Скарони предложил подумать об объединении «Южного потока» и Nabucco. В частности, выступая на конференции в Хьюстоне в марте 2010 года, он сказал, что мир сейчас «завален дешевым природным газом», в нынешних условиях объединение проектов «уменьшило бы инвестиции, эксплуатационные затраты и увеличило бы общий доход».
В свою очередь, по мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, «между Газпромом и Eni есть расхождения по коммерческим вопросам». В частности, о том, кто будет заниматься продажей газа. «Очевидно, что Eni намерена приобретать часть газа на входе и участвовать в дистрибьюции, − полагает эксперт. − Но Газпром пока не готов пойти на это. Поэтому блокируются переговоры и затягивается процесс». Слова эксперта подтверждает тот факт, что еще год назад Reuters писало, что Eni намерен добиваться доли в прибыли от продажи газа на всех участках «Южного потока», а не только в Италии.
Непубличное дело
В целом же, по мнению экспертов, совместное заявление Газпрома и Eni в понедельник об отсутствии разногласий не стоит понимать как окончательное заключение мира. «На самом деле, спорных вопросов между партнерами еще вагон и маленькая тележка, поэтому нынешнее заявление я бы скорее интерпретировал как согласие сторон не выносить конфликт вовне, вне корпоративного уровня, − говорит источник газеты ВЗГЛЯД в российском Минэнерго. − До настоящего примирения еще далеко. Но, уверен, теперь партнеры будут решать все вопросы в рабочем порядке, что называется, в кабинетах».
По мнению Константина Симонова, подобные переговоры займут несколько месяцев, но закончатся все-таки в течение этого года. «В любом случае, коммерческие разногласия будут так или иначе преодолены, поскольку политическая польза от проекта очевидна и той и другой стороне», − резюмирует эксперт.
Тем более что бросать такой масштабный проект, как «Южный поток», на полпути было бы неправильно. Ведь Россия уже приложила массу времени и сил, подписав межправительственные соглашения о прокладке этого газопровода с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Хорватией и Словенией.