Развернуть нефтепровод
Во вторник, выступая на заседании Киевского международного энергетического клуба Q-club, экс-глава «Укртранснафты» Александр Тодийчук заявил о том, что
использование нефтепровода Одесса − Броды для осуществления поставок венесуэльской нефти в Белоруссию «технически возможно».
Сегодня белорусские коллеги готовы прокачивать миллионы тонн нефти, а порог рентабельности Одесса – Броды – 3,5 млн тонн
«Сегодня, когда белорусские коллеги готовы прокачивать миллионы тонн нефти, а порог рентабельности Одесса − Броды − 3,5 млн тонн... Как только мы набираем столько, то прокачка в северном направлении начинает быть безубыточной», − цитирует Тодийчука украинское агентство УНИАН.
Напомним, президенты Белоруссии и Венесуэлы Александр Лукашенко и Уго Чавес договорились, что в мае 2010 года Каракас поставит Минску пробную партию нефти объемом до 80 тыс. тонн, а до конца текущего года тем же маршрутом проследуют еще до 4 млн тонн черного золота. Нефть будет поступать через порт Одессы.
Двойной маршрут
Сегодня нефтепровод Одесса − Броды работает в реверсном режиме, перекачивая порядка 6 млн тонн нефти, принадлежащей крупнейшим российским нефтяным компаниям. Однако эта магистраль строилась вовсе не для того, чтобы обслуживать интересы отечественной нефтянки. Как раз наоборот, этот трубопровод протяженностью 667 км был проложен из Одессы в город Броды (Львовская область) для того, чтобы Украина имела возможность осуществлять транзит нефти из Каспийского региона в обход России.
Предполагалось, что азербайджанская нефть по трубопроводу будет поступать в грузинский порт Супса, откуда на танкерах переваливаться в украинский порт Южный (Одесская область). Затем по «трубе» мощностью 14,5 млн тонн топлива в год нефть должна была оказываться в Бродах, а уже оттуда вливаться в южную ветку нефтепровода «Дружба».
Однако амбициозное начинание не увенчалось успехом: Украине, Азербайджану и Грузии не удалось договориться об условиях прокачки топлива. Поэтому чтобы нефтепровод не простаивал, его запустили в реверсном режиме – перекачивать российскую нефть из «Дружбы» в Южный для погрузки на танкеры и последующей отправки в Европу.
Уломать Россию
По мнению экспертов, то, что известие о возможных поставках белорусской нефти через украинский нефтепровод появилось именно сегодня, отнюдь неслучайно. Ведь в настоящий момент обе эти страны ведут «позиционную» энергетическую войну с Россией.
Если говорить об Украине, то вскоре после избрания президентом этой страны Виктор Янукович заявил о том, что снижение цен на газ для Украины «для него приоритетно». Сам президент не стал конкретизировать, насколько − за него это сообщил его соратник Анатолий Кинах.
«Сейчас российский газ непозволительно дорог. На границе Украины с Россией цена на данный момент не должна превышать 200 долл. за 1 тыс. кубометров, − заявил Кинах. − Это даст возможность нашей промышленности реализовать программы энергосбережения. Сейчас цена газа на украинской границе самая высокая в Европе − от 300 до 310 долл. за 1 тыс. кубометров. Это создает огромные проблемы для нашей химической отрасли, металлургии, жилищно-коммунального хозяйства».
Однако, несмотря на обещание «резкого поворота» в отношениях между двумя странами и «пряники» в виде создания газотранспортного консорциума и помощи российскому бизнесу на Украине, добиться снижения цен на газ Виктору Януковичу пока не удалось. В частности, по итогам последней встречи с премьер-министром Украины Николаем Азаровым Владимир Путин заявил, что «выстраивать новые отношения между двумя странами необходимо на основе строгого соблюдения всем известных договоренностей в газовой сфере».
Элемент шантажа
Что касается Белоруссии, то эта страна, ссылаясь на начало работы Таможенного союза с 1 июля этого года, хочет получать от России беспошлинно 20 млн тонн нефти. Кремль же настаивает на том, что подобным образом Минск должен получать только то черное золото, которое идет на внутреннее потребление (порядка 6−7 млн тонн), а остальное должно облагаться пошлиной. Ведь эту «лишнюю» нефть Белоруссия перерабатывает на местных НПЗ и реэкспортирует в Западную и Восточную Европу по уже совершенно другим ценам.
Если мы уйдем оттуда сегодня, то наше место быстро займут другие страны, ведь рынок нефти куда более конкурентный, чем рынок газа
По мнению источника газеты ВЗГЛЯД в российском Минэнерго, Украина и Белоруссия вполне могли договориться о проведении согласованной политики в энергетическом противостоянии с Россией. И заявление о возможном запуске нефтепровода Одесса − Броды в аверсном режиме вполне может быть «пробным камнем» подобного сотрудничества.
Косвенно в поддержку подобного развития событий говорит и тот факт, что первым о возможном использовании трубопровода Одесса − Броды для поставок венесуэльской нефти в Белоруссию заявил посол Украины в Минске Игорь Лиховой. А это означает практически со стопроцентной вероятностью состоявшиеся консультации между Киевом и Минском по этому вопросу.
Нерадостные перспективы
Чем может грозить России запуск нефтепровода Одесса – Броды в аверсном режиме? Эксперты утверждают, что нашей стране подобное развитие событий крайне невыгодно. Дело в том, что у таких крупных игроков, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпромнефть», заключены прямые договоры с потребителями топлива в Венгрии, Чехии и Словакии. И в случае прекращения поставок нефти по трубопроводу Одесса − Броды российские нефтяники получили бы миллиардные штрафы, так как оперативно перебросить топливо в эти страны по другим направлениям они бы не смогли.
Почему? Ответ прост: по словам главы Фонда энергетической безопасности Константина Симонова, основные российские нефтетерминалы − в Новороссийске на Черном море и в Приморске на Балтийском − не смогут принять все перенесенные из Южного объемы из-за недостатка пропускной способности.
Кроме того, по словам эксперта, лишившись контроля за нефтепроводом Одесса − Броды, Россия рискует лишиться энергорынка Центральной Европы. «Если мы уйдем оттуда сегодня, то наше место быстро займут другие страны, ведь рынок нефти куда более конкурентный, чем рынок газа, − резюмирует Константин Симонов. − Поэтому при потере нефтепровода Одесса − Броды Россия лишилась бы политических очков, а Центральная Европа подписала бы контракты с другими поставщиками − странами Северной Африки, Персидского залива, Норвегией.
Доживем до мая
В пресс-службах «Роснефти» и ЛУКОЙЛа газете ВЗГЛЯД отказались комментировать перспективы утраты контроля за нефтепроводом Одесса – Броды, однако дали понять, что если этот вопрос и будет разрешаться, то «на самом высоком политическом уровне».
Учитывая, что очередные переговоры как с Белоруссией (о размере пошлин на нефть), так и с Украиной (о снижении цен на газ) запланированы на май этого года, можно предположить, что интрига с аверсным режимом работы нефтепровода Одесса – Броды разрешится не ранее конца весны. Газета ВЗГЛЯД будет следить за развитием событий.