«Бумажные» договоренности
Открывая во вторник в Бресте заседание совета министров Союзного государства России и Белоруссии, премьер-министр РФ Владимир Путин и премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский поручили экономическим ведомствам двух стран провести инвентаризацию законодательства России и Белоруссии, регулирующего экономические взаимоотношения в рамках Союзного государства. «Не секрет, что некоторые общие договоренности по сближению экономик и гармонизации законодательства двух стран пока еще остаются на бумаге», − сказал Путин.
Не секрет, что некоторые общие договоренности по сближению экономик и гармонизации законодательства двух стран пока еще остаются на бумаге
Мы вряд ли погрешим против истины, если предположим, что основным камнем преткновения в отношениях двух государств остаются вопросы энергетического сотрудничества. Так, со вступлением в силу с 1 января 2010 года Таможенного союза Минск потребовал от Москвы поставлять нефть без взимания экспортных пошлин.
Логика президента Белоруссии Александра Лукашенко вполне ясна: ежегодно эта страна получает от России примерно 20 млн тонн нефти, из которых на внутреннее потребление идет 6−7 млн т, а остальное перерабатывается на местных НПЗ и реэкспортируется в Западную и Восточную Европу по уже совершенно другим ценам. Что, естественно, приносит в бюджет Белоруссии колоссальные доходы.
Ветреный Минск
Соответственно, добившись от России полной отмены экспортных пошлин, Минск стал бы зарабатывать на отечественной нефти значительно больше. Однако это прекрасно понимали и в российском правительстве. В результате прошедших в конце января жестких переговоров российского вице-премьера Игоря Сечина и его белорусского коллеги Владимира Семашко было подписано долгожданное соглашение о поставках сырой нефти в братскую республику.
Согласно им, Белоруссия в 2010 году должна была получить для внутренних нужд беспошлинно 6,3 млн тонн нефти, а остальное − с уплатой 100-процентной пошлины. Однако уже буквально на следующий день после заключения договоренности в Минске дали понять, что подобные «правила игры» их не устраивают.
Если мы создаем Таможенный союз, то должны руководствоваться классическими принципами, которые общеизвестны
Накануне визита Владимира Путина в Белоруссию Александр Лукашенко заявил, что «если мы создаем Таможенный союз, то должны руководствоваться классическими принципами, которые общеизвестны. Если там начнут делать оговорки и изымать нефть, нефтепродукты, газ, сахар, молоко, масло, мясо, пшеницу и т. д., такой Таможенный союз, наверное, ни России, ни Казахстану, ни Белоруссии не нужен».
Обманчивая дружба
При этом в Минске непрозрачно намекнули: чем больше Москва будет упорствовать с пошлинами, тем хуже будет отечественному бизнесу в Белоруссии. «Условия Таможенного союза не должны ухудшать условия хозяйствующих субъектов − от введения пошлин страдают прежде всего российские компании, которые работают в Белоруссии», − заявил член общественного совета при президенте Белоруссии Сергей Мусиенко.
В справедливости его слов сомневаться не приходится: по данным российского Минэкономразвития, Белоруссию сегодня можно назвать мировым лидером в применении ограничительных мер против российских товаров: их 23 (против 17 − в ЕС, 10 − на Украине и 9 − в США).
Российская поддержка
Позиция Минска в отношении пошлин на нефть выглядит еще более циничной на фоне того простого факта, что именно поддержка России во многом помогла Белоруссии устоять на ногах во время мирового финансового кризиса.
По словам Владимира Путина, только за счет дешевых цен на газ в 2009 году Белоруссия сэкономила 2,6 млрд долларов. Он добавил, что цена для белорусских потребителей в 2009 году составила 169 долларов за тыс. кубометров, в то время как для потребителей Украины − 304 доллара за тыс. кубометров.
Вице-премьер Игорь Сечин дополнил премьера: Россия с 27 января поставила в Белоруссию 1,9 млн тонн нефти беспошлинно. По его словам, в случае начисления пошлины сумма платежей за такой объем поставок составила бы 15 млрд рублей.
«Белоруссия была, есть и будет»
Помимо спорных вопросов, касающихся энергетики, в целом торгово-экономические связи России и Белоруссии активно развиваются. Открывая двусторонние переговоры, Владимир Путин отметил, что товарооборот между странами за два месяца 2010 года вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Белоруссия была, есть и будет не просто стратегическим партнером России
«Белорусский экспорт в Россию составляет приблизительно 40%», − сказал Путин, особо отметив, что «Белоруссия была, есть и будет не просто стратегическим партнером России». «Нас связывает столько интересов, что все не перечислить», − цитирует премьера ИТАР-ТАСС.
Для справки: в 2009 году объем взаимного товарооборота составил 23,4 млрд долларов (в 2008 году − 34,2 млрд долларов, в 2007 году − 26 млрд долларов, в 2006 году − 19,9 млрд долларов). При этом в прошлом году удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России вырос до 5%, а доля России во внешнеторговом обороте Белоруссии составила аж 47%.
К примеру, Россия закупает 99,9% всего объема белорусского экспорта мяса и мясных продуктов, 86% молока и молочной продукции, 91% металлообрабатывающих станков, 76% обуви, 70% мебели, 85% дорожной и строительной техники, 45% тракторов, 75% холодильников, 98% телевизоров.
Взаимовыгодное машиностроение
Комментируя экономические связи с Россией, белорусский премьер выразил особую заинтересованность Минска в продолжении сотрудничества с Москвой в области нефтехимии и машиностроения. В последней, к слову, уже налажена широкая кооперация белорусских производителей автокомплектующих с российскими заводами (КамАЗ, ГАЗ, ЛиАЗ, УралАЗ) в плане поставок автокомпонентов, а также кооперационные связи в области двигателестроения – для предприятий «Группы ГАЗ» Олега Дерипаски.
Если бы у нас была единая валюта, это, конечно, стимулировало бы участников экономической деятельности
Одним из примеров успешного развития производственной кооперации можно назвать открытие в 2008 году «БелАЗом» совместно с «Уралвагонзаводом» сборочного производства карьерных самосвалов в Свердловской области. Первые 45-тонные и 130-тонные машины будут на 100% собираться из комплектующих белорусского производства, а затем до 30% комплектующих станут изготавливаться на предприятиях Свердловской и Челябинской областей России.
Ядро экономической интеграции
По мнению белорусского премьера, в текущем году Россия и Белоруссия должны восстановить утраченные связи во взаимной торговле и расширить кооперацию предприятий двух стран. По его словам, сейчас РФ и Белоруссия имеют шесть крупных совместных промышленных групп: «БелРусАвто» − по развитию дизельного автомобилестроения, «Формаш» − по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработке льна и шерсти, «Межгосметиз» − по производству металлокорда, «Электронные технологии» − по производству телевизоров и средств связи, а также «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».
В общей же сложности, как подсчитали в департаменте пресс-службы и информации правительства РФ, Россия и Белоруссия реализуют около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование частично осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2009 году составил 4,87 млрд российских рублей (взнос России − 65%, Белоруссии − 35%).
Даешь единую валюту
С созданием общего экономического пространства внутренние таможенные пошлины должны быть сняты
Еще один важный момент в сотрудничестве двух государств, о котором говорили на переговорах в Бресте, − это переход России и Белоруссии на единую валюту.
«Если бы у нас была единая валюта, это, конечно, стимулировало бы участников экономической деятельности, упрощало бы взаимные расчеты и минимизировало бы расходы участников экономической деятельности, а, значит, повышало бы их конкурентоспособность», − сказал Путин.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов в связи с этим подчеркнул, что следующим шагом за созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана должно стать формирование валютного союза. «Я исхожу из того и пользуюсь в данном случае мнением авторитетных экспертов, что это будет следующий совершенно логичный шаг, который нам необходимо будет обсудить на самом высшем уровне. Экономически он будет востребован», − сказал Шувалов журналистам в Бресте.
Конец шантажа
Впрочем, валютный союз − это, конечно, хорошо, но как быть с решением энергетической проблемы в виде пошлин на нефть?
На момент сдачи материала она была далека от разрешения. Так, Россия дала понять, что допускать дальнейшего шантажа со стороны Белоруссии она не намерена. Как заявил Владимир Путин по итогам встречи в Бресте, внутренние таможенные пошлины на нефть между Россией и Белоруссией будут полностью сняты с 1 января 2012 года, когда должно окончательно сформироваться объединенное экономическое пространство. «С созданием общего экономического пространства внутренние таможенные пошлины должны быть сняты», − сказал Путин.
Снова на потом
А вот позиция премьер-министра Белоруссии подобной жесткостью не отличалась. Сначала Сергей Сидорский заявил, что «стороны согласились, что объем в 6,3 млн тонн нефти поступает беспошлинно, а остальная часть нефти из общесоюзного баланса, составляющего 21 млн тонн, облагается пошлиной». А уже спустя буквально несколько минут заявил о том, что «мы настаиваем на принятии до 1 июля 2010 года мер по развитию протокола, определяющего условия поставки нефти в Белоруссию, на создании единой таможенной территории и на уходе от всяких пошлин».
Впрочем, как заявил газете ВЗГЛЯД источник в российской делегации в Белоруссии, в позиции Сидорского «нет ничего странного, так как все решения в этой стране принимает Лукашенко, и он сказал своему премьер-министру просто тянуть время». Таким образом, визит Владимира Путина в Белоруссию можно характеризовать одной фразой − договорились обо всем, кроме нефти.
Остается добавить, что очередную попытку решить энергетическую проблему власти России и Белоруссии предпримут 21 мая в Москве, когда, как сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов, главы государств встретятся для обсуждения вопросов дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза.