Советская синергия
Во времена СССР трудно было найти две республики с более тесными экономическими связями, чем Россия и Украина. «Практически весь АПК был вовлечен в кооперационные цепочки с предприятиями, которые ныне находятся на территории России, − говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. − Многие предприятия выступали в линии больших цепочек – таким образом выстраивались предприятия в авиакосмической отрасли, судостроении».
С приходом «оранжевых» ситуация с экономическим взаимодействием России и Украины, и без того не самая лучшая, развалилась окончательно
При этом, по словам эксперта, промышленность Украины была в целом значительно более новая, чем крупнейшие заводы России, поскольку в Незалежной предприятия в горно-металлургическом комплексе, в химическом производстве и в авиакосмической сфере строились значительно позже, чем в России. В самом деле, Запорожский машиностроительный завод им. В. И. Омельченко (ныне входит в ОАО «Мотор Сич») был построен на закате СССР, в 1988 году, и в него вошли самая современная на тот момент в Союзе испытательная станция, а также литейный цех точного литья деталей и жаропрочных сплавов.
Судостроительная же отрасль Украины и вовсе производила до 70% всего военного и гражданского флота СССР (17 верфей и заводов), так что неудивительно, что после развала Союза и распада производственных цепочек российские судостроительные предприятия вроде «Адмиралтейской верфи» практически встали.
Потерянное время
С приходом «оранжевых» ситуация с экономическим взаимодействием России и Украины, и без того не самая лучшая, развалилась окончательно. «За последние годы отношения между нашими странами не просто находились в стагнации, они деградировали, − заявил по итогам визита президента Украины Виктора Януковича в Москву президент России Дмитрий Медведев. – Дел много − что называется, начать и кончить, потому что, к сожалению, сейчас речь идет не об улучшении этих отношений, а об их возрождении, реанимации при помощи сильнодействующих средств».
В самом деле, во время правления Ющенко и Тимошенко в отношениях российского и украинского бизнеса постоянно случались скандалы. К примеру, в 2007 году разгорелся конфликт между украинской властью и ЛУКОЙЛом вокруг созданного на базе крупнейшего нефтехимического комплекса «Ориана» совместного предприятия «Лукор». Тогда украинское правительство подало иск против российской компании – по мнению украинских соучредителей предприятия, Фонда госимущества (ФГИ), ЛУКОЙЛ не выполнял взятых на себя обязательств, не инвестировав в развитие производства 230 млн евро.
Проблемы на Украине возникли и у Виктора Вексельберга, который владеет АО «Днепрогаз». Глава украинского МЧС Нестор Шуфрич потребовал у него 103 млн гривен (более $20 млн) в качестве компенсации средств, потраченных на ликвидацию последствий взрыва газа в жилом доме в Днепропетровске.
Отворачиваясь в экономическом плане от России, Украина надеялась выйти на рынки Европы, но потерпела неудачу. «Украина, которая при Ющенко и Тимошенко переключилась на Европу, – это миф. Никаких новых кооперационных связей с европейским бизнесом на Украине не появилось», − говорит Минченко. Единственное, чего добились «оранжевые», − это поглощение банковской сферы Украины иностранными банками, а страхового рынка – зарубежными страховщиками. То есть взаимодействие Украины и Европы в экономическом плане происходило не на основе реального сектора, а в сегменте спекулятивного капитала.
До Донецка не дотянулись
Вместе с тем, по мнению экспертов, нельзя говорить, что при «оранжевых» экономическое сотрудничество России и Украины прекратилось полностью. «Надо заметить, что у нас резко снизилась кооперация в сфере военно-промышленного комплекса, но в то же время произошел целый ряд сделок слияний и поглощений в горно-металлургическом комплексе, − говорит Минченко. – Например, было создано как минимум три крупных российско-украинских холдинга. Произошло слияние «Евраза» и активов группы «Приват», возник альянс российских «Смарт групп» и «Систем кэпитал менеджмент» Рината Ахметова, произошла покупка группой российских инвесторов 50% «Индустриального союза Донбасса».
Однако, по мнению эксперта, эти сделки происходили не благодаря конструктивной позиции украинских властей, а вопреки, так как «оранжевые» не имели слишком большого влияния на «донецкую» бизнес-группу. «Сделки по слияниям и поглощениям шли бы еще более активно, если бы не возникли проблемы с приобретениями российского бизнеса на территории Украины, как это произошло с Луганским горностроительным заводом, − полагает Минченко. − Главный урок «оранжевой революции» − это то, что не удалось найти замену кооперации с Россией».
Встать на крыло
Самый перспективный проект сотрудничества России и Украины в области авиастроения – это производство военно-транспортного самолета нового поколения Ан-70
В каких сферах с приходом к власти на Украине тандема Янукович-Азаров возможен прорыв? По мнению экспертов, одна из главных сфер экономики, в которых взаимодействие между Россией и Украиной будет улучшаться, – это авиационная промышленность. Последняя по праву считается стратегической отраслью Украины – в этой стране работает 16 предприятий, прямо связанных с самолетостроением, а также десятки компаний-смежников. Число же занятых в отрасли и вовсе превышает 100 тыс. человек.
Как заявил в интервью агентству УНИАН председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, украинские двигателестроители уже выступили с инициативой создания совместной с формируемой в России Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) управляющей компании для координации работ по реализации совместных проектов в области авиадвигателестроения.
«Мы предлагаем создать управляющую компанию, куда с российской стороны войдут ОДК и Ассоциация авиадвигателестроителей (АССАД), с украинской − корпорация «Ивченко» и входящие сейчас в нее другие организации», − сказал Вячеслав Богуслаев. По его словам, в задачи управляющей компании будут входить три основные функции: общие технические вопросы, общая маркетинговая политика и общая ценовая политика. «Мы все вопросы техники, маркетинга и цены будем решать в Москве», − заявил Богуслаев.
От Ан-70 до ГЛОНАСС
Но, безусловно, самый перспективный проект сотрудничества России и Украины в области авиастроения – это производство военно-транспортного самолета нового поколения Ан-70. Как заявил 5 марта президент России Дмитрий Медведев, во время недавнего визита в Москву Виктора Януковича «мы говорили о крупных темах, например, самолетостроении». По словам Медведева, тема кооперации авиационных предприятий двух стран сохраняет свою актуальность.
«У нас есть и совместные проекты. Такие, как Ан-70. Но дело даже не только в этом. Наши предприятия пока еще сохраняют технологические связи, и нужно сделать все, чтобы эти технологические связи не были разрушены в результате политической близорукости руководства и в результате конкуренции со стороны третьих стран», − считает Дмитрий Медведев. Более того, по словам президента России, по теме космоса «вполне можно было подумать об использовании единого навигационно-временного пространства наших стран на базе российской системы ГЛОНАСС».
Зерновой картель
Еще одна сфера, в которой может произойти бурная интеграция России и Украины в области экономики, – это агропромышленный комплекс. Так, как заявил 19 декабря 2009 года в Москве на встрече с представителями партии «Единая Россия» член парламентской фракции Партии регионов Николай Присяжнюк, «активное сотрудничество Украины, России и Казахстана в области АПК может стать фундаментом для обеспечения продовольственной безопасности стран СНГ».
По мнению народного депутата Украины, трём государствам необходимо скоординировать свои действия на зерновом рынке, так как они являются крупнейшими производителями зерна на Евразийском пространстве. В самом деле, по итогам 2008 года Россия, Украина и Казахстан вырастили 105, 51 и 16 млн т зерна соответственно. Народный депутат уверен: «При согласовании ценовой политики, показателей качества зерна, согласования условий поставок наши страны могут существенно влиять на цены и контролировать до 30% мирового рынка зерна».
«Сейчас же из-за отсутствия такой согласованности мы вынуждены продавать зерно на $30−40 дешевле, чем зернопроизводители ЕС, − говорит Николай Присяжнюк. − Если три страны договорятся между собой, то влияние на рынок будет колоссальным. Создание картеля позволит контролировать качество зерна, условия экспорта продукции, надёжно защищать наш общий внутренний рынок».
Корабельная энергетика
Юлия Владимировна – хозяйка своего слова: сегодня дала слово, а завтра забрала обратно
Весьма перспективно сотрудничество России и Украины и в области судостроения. Так, в феврале 2006 года украинское ЦКБ «Корабел» представило проект стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала для Варандейского нефтяного отгрузочного терминала, который тогда строился на заводе ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».
«Учитывая богатый опыт таких предприятий, как «Севморзавод» и «Николаевский судостроительный завод», вполне возможно привлечь украинских корабелов к разработке приоритетных проектов России в топливно-энергетической сфере, таких, как, например, Штокман», − считает эксперт информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Юрий Овсеенко.
Кроме того, по мнению аналитика, перспективна и совместная разработка транспортно-технологических грузовых маршрутов, отвечающих взаимным интересам обеих стран. Например, разработка нового типа лихтера (условное название «Дунай-Каспий») для бесперевалочной перевозки грузов по внутренним водным путям России на Каспий и далее по международному дунайскому коридору в Юго-Восточную, Центральную и Северную Европу.
Мирный атом
Ну и, конечно, нельзя не отметить перспективы сотрудничества России и Украины в атомной сфере. Ведь в этой стране есть крупные запасы урановых руд, расположенные в пределах Кировоградской области. По суммарным запасам урана Украина входит в первую десятку стран мира, при этом подавляющая их часть разведана до высоких категорий изученности, что определяет их высокую подготовленность к промышленному освоению.
По оценке экспертов, российско-украинское сотрудничество в атомной сфере может развиваться практически во всех сегментах ядерного топливного цикла, в частности, в сфере добычи урана (особенно на Новоконстантиновском месторождении в Кировоградской области), при производстве и поставке топлива для АЭС Украины, в развитии мощностей атомного машиностроения и в инжиниринге АЭС.
Труднее, но лучше
В целом же, по мнению экспертов, при новой связке президента и премьера Украины в лице Януковича − Азарова ее экономические отношения с Россией будут улучшаться, хотя и с большим трудом. «Надо понимать, что Партия регионов – это партия экономического национализма, − говорит Евгений Минченко. − В чем был плюс Тимошенко для России – при ней было легче скупать те или иные активы. При Януковиче и Азарове за них бороться нужно будет более серьезно, но, я думаю, что гарантия сохранности собственности будут намного выше. Ведь Юлия Владимировна – хозяйка своего слова: сегодня дала слово, а завтра забрала обратно».
По мнению эксперта, повод для «экономического» оптимизма есть еще и по той причине, что у российских властей очень позитивный опыт взаимодействия с Юрием Бойко − человеком, который у Януковича будет отвечать за энергетическую сферу. «Поэтому я думаю, что газовые отношения урегулировать удастся, хотя не надо ожидать очень быстрого прорыва, − говорит Евгений Минченко. − То, что Азаров действительно один из ярых сторонников интеграционных процессов с Россией, тоже очевидно».
«Я думаю, нас ждет прогресс и в гуманитарной сфере, учитывая, что вице-премьером по гуманитарным вопросам стал сопредседатель российско-украинского форума академик Владимир Семиноженко, а министром образования – Дмитрий Табачник». По мнению Минченко, вопросы гуманитарные и языковые – они на самом деле экономические, потому что чем больше носителей языка, тем больше осуществляется экономическая интеграция.