Точно в срок
В среду вечером Газпром перечислил Белоруссии 625 млн долларов за очередные 12,5% акций Белтрансгаза. Таким образом, российский газовый монополист окончательно выкупил 50% акций белорусской компании. Об этом агентству «Интерфакс» сообщила советник по информационно-аналитическому обеспечению министра финансов Белоруссии Елена Слижевская.
Российский газовый монополист окончательно выкупил 50% акций белорусской компании
Между тем еще в начале недели казалось, что «сделка века», как уже окрестили продажу Белтрансгаза в самой Белоруссии, находится под угрозой. Дело в том, что, согласно договоренностям, плата за акции и передача их в собственность должна была проводиться равными долями в четыре этапа (соответственно, «вес» каждого платежа составлял 625 млн долларов).
И в предыдущие три года Газпром проводил платежи задолго до наступления указанной в контракте даты (20 февраля каждого года). Так, первый платеж монополия осуществила 4 июня 2007 года, второй − 31 января 2008 года, третий − 11 февраля 2009 года. Однако в 2010 году Белоруссия за очередной пакет акций своей газотранспортной системы денег не получила.
Соответственно, на фоне попыток белорусских властей уговорить Газпром на повышение скидки на цену газа в 2010 году с 10% до 25%, возникло предположение, что Газпром преднамеренно затянул платеж за акции Белтрансгаза, дожидаясь в свою очередь оплаты белорусской стороны за январские поставки газа.
Однако, как сообщила в среду Елена Слижевская, задержка объяснялась тем, что день 20 февраля в этом году пришелся на субботу, за которой последовало еще три выходных дня в России. «Соответственно, дата платежа «передвинулась» на 24 февраля, и никакой задержки не было», − сказала белорусская чиновница. Таким образом, после перечисления средств в феврале 2010 года доля Газпрома в белорусской ГТС увеличилась до 50%, что фактически означает завершение сделки.
13 лет переговоров
Первые разговоры о получении России контроля над Белтрансгазом начались еще в 1994 году. Тогда Виктор Черномырдин, возглавлявший правительство РФ, сразу после выборов в Белоруссии предложил новому президенту страны Александру Лукашенко приватизировать и продать Газпрому Белтрансгаз. Лукашенко «обещал подумать», несмотря на то, что именно открытая поддержка со стороны России позволила Батьке победить на выборах своего оппонента Вячеслава Кебича.
И даже когда в 2002 году президент РФ Владимир Путин поставил свою подпись рядом с подписью Александра Лукашенко под пакетными документами о создании СП на базе Белтрансгаза до 1 июля 2003 года, ничего не изменилось.
Только в 2006 году белорусские власти согласились продать часть своих активов из-за увеличения цен на российский газ. Пункт о проведении приватизации как одном из способов борьбы с ростом затрат на топливо содержался в плане мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке страны в 2007 году, подготовленном Минэкономики Белоруссии.
Сам же договор о покупке 50% акций Белтрансгаза Газпромом был подписан в 2007 году. Согласно этому документу, Газпром приобрел 50% акций белорусской газораспределительной компании «Белтрансгаз» за 2,5 млрд долларов. И это притом, что изначально российский монополист собирался закрыть сделку за 500−600 млн долларов.
В голову Александра Лукашенко могут странные идеи прийти! Что угодно!
Руки загребущие
Стоит отметить, что сделку по продаже Белтрансгаза в самом Минске восприняли довольно скептически: даже если россияне готовы заплатить больше, надо хорошо подумать, прежде чем соглашаться, уверяли белорусские эксперты. «Российский бизнес положил глаз на «фамильное серебро Белоруссии» − 20−25 бюджетообразующих предприятий страны», − возмущались критики властей.
В Москве же уверены, что смысл в покупке 50% Белтрансгаза определенно есть. «Выгода экономическая безусловно, хотя цена в 2,5 млрд долларов, конечно, высоковата, − говорит аналитик УК «Капиталъ» Виталий Крюков. − Но переплатить стоило, так как белорусская компания владеет магистральными газопроводами, по которым экспортируется четвертая часть российского газа».
Действительно, Белтрансгаз является монополистом на белорусском газовом рынке. Газотранспортная система (ГТС) республики, которая эксплуатируется компанией, включает в себя семь магистральных газопроводов, 233 газораспределительные станции, а также несколько подземных хранилищ топлива. Общая протяженность ГТС составляет 7 420 километров. «Газпром, как акционер, вполне способен часть прибыли получать. И прибыль эта неплохая», − уверяет Виталий Крюков.
Нужно политическое прикрытие
Кроме того, по словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, смысл этой сделки заключается в том, что рано или поздно цена газа на внутреннем рынке стран СНГ значительно возрастет и достигнет среднеевропейского уровня.
«И хоть сейчас мы понимаем прекрасно, что белорусы всячески ноют и клянчат у нас уступки в обмен на что угодно, все равно в перспективе ситуация будет меняться, и даже российский внутренний рынок газа будет становиться все более рентабельным. Что бы нам ни рассказывали про конец углеводородов, они всегда будут дорогим товаром и ресурсом», − уверен Константин Симонов.
Другое дело, как отмечают эксперты, что властям России придется что-то делать с теми 50% Белтрансгаза, которые остаются у белорусской стороны. «Возникает вопрос – как компания будет управляться? Ведь в голову Александра Лукашенко могут странные идеи прийти! Что угодно!» − говорит Симонов.
Вместе с тем Симонов полагает, что посмотреть, как наша собственность функционирует в ситуации сложного политического режима, будет очень любопытно. «Но раз инвестиции сделаны, значит надо добиваться, естественно, места в совете директоров и т.д. Нужно наши права отстаивать и качать. Как раз сейчас и начнется все самое интересное», − заключает он.