Медведев требует порядка
В пятницу на совещании по вопросам развития энергетики в Омске Дмитрий Медведев призвал навести порядок в нефтяной сфере. В частности, по мнению президента России, необходимо создать единую систему учета и контроля нефтепродуктов, а также составить единый перечень нефтепродуктов для таможенного оформления.
От того, насколько мы будем успешны, зависит и благополучие нашей страны, и благополучие наших граждан
«Существующая сегодня идентификация нефтепродуктов позволяет экспортировать их под маркой сырых товаров. Одной из причин незаконных врезок в нефтепроводы остаются манипуляции с переработкой нефти и производством. Я хотел бы, чтобы мы здесь разобрались, что происходит», − цитирует слова Дмитрия Медведева «Интерфакс».
Нефтяная вертикаль
Реализовываться идея будет через создание системы под рабочим названием «Нефтеконтроль». Последняя предполагает «оперативное получение информации о перемещении сырья, составление и безусловное исполнение балансов нефти и продуктов переработки, а также создание реестра производителей, пунктов отгрузки и транспортных компаний».
Причем заниматься экспортом нефти и нефтепродуктов смогут только включенные в реестр производители и транспортные компании и только через те пункты отгрузки, которые также будут учтены в реестре. Экспортерам, не попавшим в реестр, транспортные компании должны будут отказывать.
Чтобы уж точно исключить неучтенные перевозки, чиновникам предложено «проработать вопрос о целесообразности запрета таможенного оформления вывоза нефти и нефтепродуктов <...> автомобильным транспортом» или организовать экспорт автотранспортом «через ограниченное количество специализированных пунктов пропуска».
Но главное, система «Нефтеконтроль» предполагает «создание единого оператора для координации, учета и контроля экспорта всеми видами транспорта». Создан он будет на базе Минэнерго, Дмитрий Медведев поручил ведомству Сергея Шматко в течение двух месяцев подготовить и представить предложения по порядку составления и ведения единого графика экспорта нефти и нефтепродуктов, реестра производителей и транспортных компаний, а также предложения о едином операторе.
«Меня это настораживает»
Зачем руководство страны решило в оперативном порядке создать «вертикаль власти» в нефтяной сфере? По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, создание новой системы контроля необходимо для борьбы с посредниками.
«Система посредников заключается в том, что мы каждый год пытаемся приобрести топливо на НПЗ напрямую. Это невозможно сделать. Это преступная деятельность, это − трансфертное ценообразование», − не скрывал эмоций Игорь Артемьев.
Не сдерживал их и Дмитрий Медведев. «Я поддерживаю идею в докладе Сечина по вопросам контроля за поставками. То, что прозвучало, меня настораживает. Нам нужно провести декриминализацию отрасли», − сказал президент, добавив, что нефтянка сегодня находится «вне контроля», несмотря на то, что «дает львиную долю в бюджет». «Надо посмотреть и технологическую сторону контроля, и правоохранительную сторону контроля», − потребовал Дмитрий Медведев.
Нужно отстроить систему
В свою очередь, как считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, создание «Нефтеконтроля» направлено на то, чтобы государство могло планировать объемы экспорта энергоресурсов из страны в долгосрочной перспективе.
«К сожалению, так как у нас много частных нефтяных компаний, сбор информации от них не так хорошо налажен, − поясняет эксперт. − Каждый частник имеет свой формат предоставления информации, что ведет к большим трудностям при ее систематизации». Кроме того, как считает Пикин, «Нефтеконтроль» позволит установить четкие правила игры в сфере добычи и транспортировки черного золота.
«Какой контроль в России? Пока все спокойно, никто даже слова такие не произносит, а когда что-нибудь случается − конфликты или ситуации какие-то сложные, − отвечать никто не хочет. Лучше заранее это все создать и отстроить систему», − утверждает Пикин.
Альтернативный источник
Другая точка зрения на причины создания «Нефтеконтроля» у генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. По его мнению, пятничные заявления Медведева объясняются тем, что государство, несмотря на разговоры о том, что нужно диверсифицировать экономику, понимает: основным плательщиком в бюджет являются компании энергетического сектора. Поэтому оно начинает поиск дополнительных возможностей по получению денег.
Нам нужно создать единую систему учета и контроля за перемещением нефтепродуктов
Как напоминает Симонов, недавно министр финансов Алексей Кудрин потребовал отменить нулевые ставки по Восточносибирским месторождениям, а вице-премьер Игорь Сечин, который развивает восточное направление экспорта, с этим не согласился, дав понять, что деньги нужно искать в другом месте.
«Я думаю, что создание «Нефтеконтроля» и есть попытка найти деньги «по-другому», − полагает Константин Симонов. − Вряд ли эта идея, конечно, удастся, но компаниям, которые занимаются нефтепродуктами, конечно, нужно быть готовыми к тому, что их попытаются каким-то образом ограничить», − считает эксперт.
Кроме того, полагает Симонов, ускоренное продвижение «Нефтеконтроля» − это очередное свидетельство борьбы за контроль над нефтяной сферой, которая сегодня идет в России. «Я думаю, что эта идея нечто вроде разминки перед главной борьбой вокруг загадочного законопроекта о нефти, который сейчас активно готовится в Минэнерго», − говорит Симонов.
Кнут для модернизации
Также на совещании по развитию энергетики в Омске Дмитрий Медведев призвал к практическим шагам по модернизации нефтянки. «Именно от реализации конкретных проектов зависит и развитие отрасли в целом. Но, в конечном счете, те решения, которые мы с вами принимаем, − это ответ на вопрос о том, останемся ли мы в числе ведущих энергетических держав, − сказал президент. − В противном случае мы окажемся на задворках, нас отодвинут на обочину, несмотря на все наши колоссальные запасы, несмотря на весь наш распределенный и нераспределенный фонд, которым мы так гордимся и который мы так активно эксплуатируем».
Кроме того, президент считает, что России нужно внедрить действенные стимулы для повышения инвестиционной активности топливно-энергетических компаний. «Это потребует внесения соответствующих изменений в налоговое и таможенное законодательство, ну а также совершенствования всей системы государственного регулирования российских недр», − сказал президент РФ.
Отраслевые эксперты поддерживают слова Дмитрия Медведева целиком и полностью. «Помимо того, что инвестор должен окупить свои затраты, необходимо, чтобы он еще и применял современные технологии при проектировании и разработке месторождений», − полагает Константин Симонов.
Вместе с тем, как уверен Сергей Пикин, руководству страны стоит вести себя с нефтяными компаниями более жестко в отношении их модернизации. «Даже если брать по стандартам топлива, на Западе уже давно Евро-4, и уже о пятом говорят, а у нас планируется это все только через несколько лет, − говорит эксперт. − А почему? По той простой причине, что нефтяники не хотят тратить деньги на техническое перевооружение − мол, ездят же машины, что вы еще хотите!»
По мнению Пикина, государство должно обязать нефтяников вкладывать прибыли не только в добычу и геологоразведку, но еще и в переработку. «Это очень важно, но этим, к сожалению, далеко не весь нефтяной бизнес хочет заниматься», − резюмирует эксперт.