Экономика

29 ноября 2010, 18:55

Юрий Свешников: Нелегальный извоз – штраф 3 миллиона

Фото: ИТАР-ТАСС

«В Москве только нелегальных такси работает 40 тыс. единиц. А нужно Москве около 25 тыс. такси, если говорить о среднеевропейском уровне количества такси на душу населения столицы», – заявил газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. Он же предложил свои меры по борьбе с нелегальным извозом.

Заместитель мэра Москвы по развитию транспорта и дорожного строительства Николай Лямов считает необходимым установить квоту на такси в столице. Об этом он заявил в понедельник в интервью «Российской газете»: «В Москве, по моим данным, работают сейчас 34 тыс. такси, и лишь 4 тыс. из них – узаконенные. Остальные – ребята, которые спрашивают, как проехать на эту улицу», – посетовал Лямов.

Одна из самых перспективных стратегий: «Жесткий допуск к профессии при свободном допуске к рынку

Чиновник подчеркнул, что столичные власти намерены поменять правовую базу по организации таксомоторных перевозок. «Я считаю, что Москва должна иметь квоту на такси. Скажем, образовалось сейчас стихийно 34 тыс. машин для извоза – пусть будет 34 тыс. Но уже 34001-я появиться не может, как, например, в Лондоне», – пояснил Лямов. Заммэра добавил, что каждой машине должен быть присвоен «пожизненный номер», который будет продаваться предпринимателю. «Номер можно перепродать, передать по наследству, но поменять невозможно, даже с машиной. Для того чтобы сохранить право работы в такси, нужно строго соблюдать существующие в нем правила», – подчеркнул Николай Лямов.

В Транспортном союзе Москвы к озвученным предложениям отнеслись с пониманием, однако исполнительный директор союза полагает, что для квотирования таксистов потребуется существенная модернизация законодательной базы, и не только столичной, но и федеральной.

ВЗГЛЯД: Юрий Юрьевич, как можно расценить прозвучавшие предложения Николая Лямова по квотированию такси в Москве?

Юрий Свешников: Квотирование – это один из элементов регулирования рынка транспортных услуг. Такая схема применяется, например, в Нью-Йорке, там зафиксировано, что есть 50 тыс. такси и 50 тыс. работают. Такая же система функционирует в Риге. Это форма регулирования рынка данных услуг сверху.

Юрий Свешников полагает, что в Москве такси гораздо больше, чем объективно нужно (Фото: 1tv.ru)

Но есть и другие формы регулирования. Например, норвежский Институт экономики транспорта выпустил несколько лет назад так называемую Синюю книгу, в которой называются четыре стратегии развития рынка такси. Одна из самых перспективных, на мой взгляд, в переводе с английского звучит так: «Жесткий допуск к профессии при свободном допуске к рынку». То есть должны быть очень жесткие требования к оператору такси – будь то индивидуальный предприниматель или водитель юридического лица – таксомоторной компании. Тут есть и образовательный ценз, и финансовый, и высокие стандарты безопасности транспортного средства – в принципе, предъявляются высокие требования к качеству услуги. И если ты все эти требования выполнил и ценз прошел, то дальше уже никаких квот и ограничений для работы для тебя нет. Во многих западных странах действует именно такая модель бизнеса в сфере услуг такси.

ВЗГЛЯД: А как осуществлять контроль за исполнением требований, предъявленных к таксистам?

Ю. С.: Вот в этом-то главная проблема. Во-первых, нужно разработать эти самые требования и стандарты. Во-вторых, разработать алгоритмы контроля за выполнением этих требований. Нужно провести проверку участников рынка услуг такси на соответствие предъявляемым требованиям, а не просто раздать всем желающим жетончики, иначе в этом не будет никакого смысла. Кстати, по нашим оценкам, в Москве только нелегальных такси работает 40 тыс. единиц. А нужно Москве около 25 тыс. такси, если говорить о среднеевропейском уровне количества такси на душу населения столицы.

ВЗГЛЯД: Какие этапы потребуются пройти, прежде чем нововведения в сфере регулирования услуг такси можно будет заметить на улице?

Ю. С.: Предложения о квотировании потребуют серьезных изменений в законодательстве. Причем не только в московском, но и в федеральном. Дело в том, что в 259-м федеральном законе – уставе автомобильного транспорта – прописаны требования, предъявляемые на федеральном уровне к оказанию услуг извоза на автомобильном транспорте. И если город Москва как субъект Федерации установит какую-то квоту, то надо разобраться, как это будет соответствовать федеральному законодательству. Потому что если ты отвечаешь федеральным требованиям, то никто подогнать тебя ни под какую региональную квоту по закону не может. Так что приведение законодательства в соответствие с озвученными инициативами – это вопрос не одного дня.

ВЗГЛЯД: Что же делать до тех пор, пока не оптимизировано законодательство?

Ю. С.: Я бы рассмотрел вопрос введения патентов на оказание услуг такси. 40 тыс. нелегалов – это индивидуальные владельцы машин, которые не платят налоги. Причем не платят налоги не потому, что это сложно или дорого, а это воинствующие неплательщики налогов, которые в принципе не хотят их платить. Поэтому параллельно с квотированием, если городское руководство выберет эту систем регулирования, я бы начал производить выдачу патентов-разрешений на работу в сфере такси. То есть человек покупает патент на год, на два, на три.

Например, на Западе стоимость патента достаточно велика, разрешение на пять лет может быть сопоставимо по цене со стоимостью самой машины. Таким образом, от рынка такси сразу отсекаются те, кто купил за 300 долларов жигули-развалюху и выехал на улицу «бомбить», не зная города, но зато попав в квоту.

ВЗГЛЯД: Какой ущерб бюджету города наносят таксисты-нелегалы?    

Ю. С.: Оборот нелегального извоза в Москве, по нашим оценкам, составляет 1 млрд долларов в год, если за основу взять те самые 40 тыс. нелегалов-таксистов. Если бы они все платили налоги как индивидуальные предприниматели – это 6% с оборота. Получается, бюджет Москвы недополучает как минимум 60 млн долларов.

ВЗГЛЯД: Как же бороться с этими злостными неплательщиками налогов – частными извозчиками?

Ю. С.: Есть опыт, например, соседней Беларуси. Там за полгода решили проблему нелегального извоза. Первый раз поймали за нелегальный извоз – штраф 3 млн белорусских рублей, второй раз поймали – конфискация транспортного средства. Товарищ мой один жаловался на тематической телепередаче, что вышел недавно в Минске из гостиницы, 40 минут простоял с поднятой рукой – ни один автомобиль не остановился. Система работает.

И жесткие меры контроля есть не только в Белоруссии, но и в западных странах. Везде незаконное предпринимательство жестко карается, а у нас к нелегальному такси практически невозможно применить статью о незаконном предпринимательстве. Поэтому как минимум нужно в федеральный Кодекс об административных правонарушениях ввести статью об ответственности за нелегальный извоз (лицами, не зарегистрированными как частные предприниматели или как юридическое лицо). При этом штраф должен быть от 10 тыс. рублей и выше, то есть выше среднесуточного заработка таксиста-нелегала (он составляет в среднем 3–4 тыс. рублей в день). То есть взыскание за незаконный извоз должно быть значительно выше суточного дохода, чтобы штраф не был просто такой своеобразной платой за право нелегально работать.

ВЗГЛЯД: Какие еще проблемы влекут за собой незаконные таксисты?

Ю. С.: Отсутствие нормального легального такси – это ведь и подрыв туриндустрии. Об этом говорят и иностранцы, приезжающие к нам сюда, и туроператоры. Нелегалы-извозчики оккупировали аэропорты и вокзалы, туристы, приезжающие из Европы, не готовы пользоваться услугами непонятных водителей на непонятных автомобилях. И это тоже косвенные потери московского бюджета – упущенная прибыль от недоразвитого туристического сервиса в столице.

Текст: Алексей Барановский

Вам может быть интересно

Фицо заявил, что не желает быть частью Западной Европы
Темы дня

Польский генерал хочет «сжечь Калининград» по личным причинам

Очередное крайне агрессивное заявление в адрес России прозвучало из Польши. На этот раз отличился бывший командир Еврокорпуса, генерал Ярослав Громадзинский. Как именно он видит военный ответ Польши на «нападение России» и почему его слова свидетельствуют больше о личной обиде, чем о настоящих военных планах?

В американской версии мира сместились центры силы

Администрация Дональда Трампа продолжает переосмыслять подходы к международной политике. Так, в Белом доме обсуждается идея создания Core 5, «Ключевой пятерки», формата диалога между великими державами, к которому должны присоединиться Россия, Китай, Индия и Япония. Эксперты рассуждают: это намеренный вброс или попытка перенастроить сложившийся миропорядок?

Минпросвещения порекомендовало даты зимних школьных каникул

Europol предсказал беспорядки из-за роботов и атаки дронов в Европе

Назван единственный собственник квартиры Долиной

Новости

СК назвал новую версию по делу пропажи семьи Усольцевых

Следствие рассматривает возможность того, что исчезновение семьи в тайге связано не только с несчастным случаем, но и с преступными действиями.

«АвтоВАЗ» отозвал для проверки 33,5 тыс. новых Lada Granta

Компания «АвтоВАЗ» анонсировала проведение проверки для автомобилей Lada Granta 2025 года выпуска из-за необходимости подтверждения потребительских характеристик.

Фицо заявил, что не желает быть частью Западной Европы

Словацкий премьер Роберт Фицо заявил, что не хочет быть той частью Европы, которая поддерживает убийства русских и украинцев.

Задержанная во Франции россиянка Новикова сообщила о новых обвинениях

Анна Новикова, задержанная во Франции, написала в письме, что не все ее обвинения понятны, кроме подозрений в шпионаже и порче памятника.

Axios: США сочли прогрессом слова Зеленского о референдуме

Вашингтон расценил как прогресс высказывание Владимира Зеленского о возможном референдуме на Украине по территориальным вопросам, сообщил источник Axios.

ВСУ отправили в бой у Купянска 300 бразильцев

Командование ВСУ отправило в атаку на Купянск около 300 бразильских наемников, они попали под ФАБы, сообщили СМИ.

Глава Пентагона Хегсет отстранил Дрисколла от переговоров по Украине

Министр армии США Дэн Дрисколл был исключен из переговорного процесса по Украине по решению шефа Пентагона Пита Хегсета, сообщает Telegraph.

Гросси: Разбор энергоблока ЧАЭС приостановили из-за повреждения саркофага

Работы на аварийном энергоблоке Чернобыльской АЭС пришлось приостановить из-за выявленных повреждений защитного саркофага, заявил генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси.

Ким Чен Ын оценил героизм саперов КНДР, вернувшихся из России

Лидер КНДР похвалил подразделение саперов, сумевших обезвредить минные поля в Курской области, подчеркнув массовый героизм и самоотверженность военных.

Эксперт: Заявлениями о выборах Зеленский затягивает переговоры и выпрашивает перемирие

При желании Владимир Зеленский давно бы провел президентские выборы на Украине, но он специально затягивает время, чтобы выторговать перемирие и укрепить резервы ВСУ, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В пятницу в Киеве снова заявили о том, что для проведения выборов необходимо добиться остановки огня.

Совет ЕС объявил о бессрочной блокировке российских замороженных активов

Совет Европейского союза утвердил положение, которое запрещает возврат замороженных российских суверенных активов, не определяя сроки и процедуры разблокировки.

В Госдуме заявили о необходимости увеличить число уроков математики и русского языка

Школьная нагрузка растет из-за появляющихся новых предметов, что мешает уделять достаточно времени русскому языку и математике.
Мнения

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов