Накануне президент России Дмитрий Медведев прибыл с визитом в Туркмению. В пятницу он провел переговоры со своим туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухаммедовым в городе Туркменбаши на побережье Каспийского моря.
Газпром находится в постоянном контакте с коллегами и подтверждает выполнение всех контрактных обязательств, это порядка 10-12 млрд кубических метров газа в год
Главы двух государств, в частности, обсудили взаимодействие России и Туркмении в сельском хозяйстве и транспортной отрасли и, конечно, в топливно-энергетической сфере. Энергетика остается ключевой составляющей сотрудничества между Москвой и Ашхабадом, и последний готов наращивать экспорт природного газа в Россию.
«В топливно-энергетической сфере Россия – наш давний партнер, и поэтому на основе существующих двусторонних соглашений мы готовы наращивать объемы экспорта туркменского природного газа в РФ», – заявил Гурбангулы Бердымухаммедов.
Как сообщил журналистам после переговоров вице-премьер Игорь Сечин, Газпром неукоснительно выполняет взятые на себя обязательства по покупке туркменского газа. «Газпром находится в постоянном контакте с коллегами и подтверждает выполнение всех контрактных обязательств, это порядка 10–12 млрд кубических метров газа в год», – цитирует Сечина «Интерфакс». По словам чиновника, эти объемы будут «уточняться» и при наличии возможностей Газпром будет учитывать просьбу туркменских партнеров. «Но это вопрос корпоративных договоренностей», – добавил Сечин.
Дело в том, что России пока невыгодно увеличивать объемы закупки туркменского газа. Для экспорта голубого топлива в Европу РФ вполне хватает и своего газа, тем более, если верить прогнозам, в ближайшие несколько лет потребление газа в Европе будет расти медленно. В этом смысле оценки России и Туркменистана совпадают.
«Нам представляется тяжелым увеличивать в ближайшие годы экспортные поставки на Европу, особенно с учетом того, что там работают активно норвежские партнеры, есть другие источники поставок. Надо объективно относиться к росту потребления», – пояснил Сечин, добавив, что «понимание у туркменских партнеров есть».
Аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова напоминает, что Россия снизила объемы закупок туркменского газа с 42,3 млрд кубометров в 2008 году до 11,3 млрд кубометров в 2009 году. «Газпром объясняет свою позицию сокращением спроса на газ в ЕС, что частично соответствует действительности, однако основная причина – утрата значительной экономической выгоды от реэкспорта туркменского газа», – поясняет эксперт.
В 2008 году Газпром согласился перейти на новые принципы ценообразования на двадцатилетний период с привязкой цены на туркменский газ к средним оптовым ценам, получаемым компанией в Европе и Украине. «Таким образом, Газпром стал закупать туркменский газ по ценам выше в 1,5 раза, тогда как в Европе цена на газ снизилась, и в связи с этим газовый монополист перестал получать прежние бонусы от реэкспорта», – отметила Соснова.
Газпром объясняет свою позицию сокращением спроса на газ в ЕС, но основная причина – утрата значительной экономической выгоды от реэкспорта туркменского газа
В ближайшей перспективе России нет смысла увеличивать объемы закупок газа в Туркмении, соглашается с коллегой директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» / Morison International Александр Шток.
«По итогам прошлого года собственная добыча в России составила почти 583 млрд кубометров газа, внутреннее потребление оценивается приблизительно в 395 млрд кубометров, на экспорт было поставлено чуть более 202 млрд кубометров газа. Таким образом, пока РФ вполне достаточно закупаемых в Туркмении 10–12 млрд кубометров газа», – говорит он.
Сечин также рассказал о планах российских нефтегазовых компаний в Центральной Азии. В частности, Роснефть может войти в нефтяной проект Блок-21 на каспийском шельфе Туркменистана. В настоящее время этот проект разрабатывает другая российская госкомпания – Зарубежнефть. Она планирует начать добычу через пять лет. По оценке вице-премьера, приход Роснефти может ускорить запуск на один–два года, передает Reuters.
#{smallinfographicleft=330723}Не обошел стороной Сечин и вопрос будущего Nabucco – проекта газопровода, предусматривающего поставку газа из Каспийского региона в Европу в обход России – прямого конкурента российского проекта «Южный поток».
«С учетом оценок туркменской стороны и европейских экспертов, и мировых экспертов, текущая рыночная ситуация на газовом рынке позволяет сказать, и я об этом говорю без сарказма, что перспектив у Nabucco нет», – подчеркнул Сечин.
Он пояснил, что «нет перспектив реального увеличения объемов, что делает невозможной востребованность реализации проекта Nabucco». Об этом можно забыть до определенного момента роста экономики, считает Сечин. Между тем «за это время начнет работать «Северный поток», будет продвижение по «Южному потоку». При этом последний, заметил Сечин, «будет иметь приоритет по срокам, источникам поставки».
«Вывод такой: Nabucco не имеет перспектив», – резюмировал вице-премьер.
Ранее экс-глава МИД Германии Йошка Фишер обвинил российское руководство в попытках сорвать строительство газопровода Nabucco. «Российская сторона торпедирует проект, как может. Она давит на возможных поставщиков, таких как Туркмения, или покупает в Азербайджане газ», – считает Фишер.
Напомним, проект газопровода Nabucco мощностью 31 млрд кубометров газа в год предполагает строительство газопровода протяженностью 3,3 тыс. километров, соединяющего Каспийский регион, Ближний Восток и Египет через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию с Австрией и далее со странами Центральной и Западной Европы.
Стоимость проекта оценивается примерно в 8 млрд евро. Строительство трубы начнется не раньше 2012 года, а ввод в эксплуатацию планируется на 2015 год. В качестве источников газа для трубопровода рассматриваются Азербайджан, Туркменистан и Иран, однако с ними не подписано никаких обязывающих документов.
Анастасия Соснова считает, что, несмотря на все заявления о безнадежности Nabucco, определенные перспективы у проекта все же есть. «Ресурсной базы Туркмении наряду с Азербайджаном вполне могло бы хватить на частичное заполнение этого газопровода. Сейчас Туркмения приступила к строительству газопровода «Восток-Запад» от своих крупных газовых месторождений к берегу Каспия», – говорит аналитик.
По мнению Сосновой, основной проблемой остается соединение ресурсных баз двух стран единым газопроводом по дну Каспия с выходом на Европу. «Политически Каспийское море до сих пор не поделено, а у России остается «право вето» на строительство газопровода по его дну», – пояснила она.