Президент Европейского совета по экспорту модной одежды (EFTEC) Рейнхард Депфер прогнозирует падение рынка одежды РФ в этом году вдвое. В условиях нехватки ликвидности российские импортеры уже сократили закупки осенне-зимних коллекций на 40%. По мнению Депфера, есть основания прогнозировать еще более глубокое падение рынка в следующем году.
Готов поспорить на ящик шампанского, что треть российских одежных ритейлеров средней руки не выживут и уйдут с рынка
«В 2009 году емкость российского рынка одежды в номинальных розничных ценах составит 20,3 млрд долларов по сравнению с 32 млрд долларов в 2008 году. А если учесть, что 35–40% товара осядет на складах в виде непроданных остатков, то реальный объем рынка составит 15 млрд, то есть снизится на 50%», – заявил он в ходе отраслевого форума Russian Fаshion Retail.
Депфер напомнил, что в начале года российский одежный ритейл пережил панику и дезориентацию на фоне девальвации рубля и падения потребительских расходов на одежду. В следующем году ситуация лучше не станет, считает Депфер.
«По нашим расчетам, в 2010 году российский рынок опустится до уровня 2004 года и составит около 17 млрд. Рынок сожмется, не исключен дефицит предложения одежды... Готов поспорить на ящик шампанского, что треть российских одежных ритейлеров средней руки не выживут и уйдут с рынка», – приводит его слова Reuters.
Российский рынок одежды был перегрет еще в 2007 году. Объем импорта текстильных изделий из Китая тогда подскочил за год на 161%, а ввоз из стран ЕС, по данным Евростата, вырос на 34%. В предкризисном 2008 году ввоз в РФ одежды из Китая снизился на 37%, однако импорт из Евросоюза снова вырос – на 20%. В нынешнем году эти показатели снизятся на 27% и 35% соответственно.
Лишь в 2011 году, полагает глава EFTEC, начнется рост продаж, который, впрочем, не превысит 10%. «Это будет решающий год для бизнеса: начнется массовая реструктуризация и консолидация рынка, будут сделки слияний и поглощений, а с 2013 года все опять пойдет вверх, начнется вторая волна розничного бума», – отметил Депфер.
Российский рынок одежной розницы все еще далек от насыщения: среднедушевой объем потребления продукции легкой промышленности в РФ вдвое меньше такого же показателя в Германии, поэтому вторая фаза бума неизбежна, пояснил эксперт.
«В кризис заметно снизились издержки бизнеса, да еще и дефицит. Поэтому десятки, если не сотни, крупных европейских ритейлеров сейчас начнут массированное наступление на Россию. Будет очень интересно», – сказал Депфер.
В качестве примера он привел шведскую H&M, которая «готовит грандиозную экспансию в РФ», итальянскую Max Mara, планирующую открыть в этом году шесть новых магазинов в российских регионах, и германскую Peek & Cloppenburg, чей первый магазин площадью 2,5 тыс. квадратных метров откроется в Москве в ноябре этого года.
Ранее Депфер в интервью Bloomberg заявлял, что многие крупные немецкие поставщики удалили из списка своих партнеров от 20 до 30% российских ритейлеров, потому что они больше не удовлетворяют основным условиям ведения торговли.
Российские эксперты между тем отмечали, что речь идет не об уменьшении числа магазинов, а о сокращении дорогого ассортимента. По данным исследовательского центра «Ромир», в условиях кризиса почти две трети россиян (61%) готовы сократить расходы на покупку одежды.